Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 7

-  психологи работают только с детьми, которых привели родители или учителя, следовательно, большой процент детей остается вне поля зрения специалистов.

 Достижением психологической службы  этих стран является введение диагностики школьной готовности у всех детей с 6 лет… (И чешские и словацкие педагоги и психологи считают, что приблизительно 16% семилетних детей еще недостаточно готовы в психологическом плане к школьному обучению…

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании были предприняты еще на рубеже 19-20 веков и связаны с педологией, которую И.А. Арямов (1928) определил как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности. (Характерно, что предмет педологии, отличный от смежных с ней наук, так найден и не был.)

Т.к. новая школа нуждалась в новой программе и методах работы в 1922 году НАРКРМПРОСом РСФСР был организован институт методов школьной работы, одним из ведущих отделов которого был Педологический отдел, который занимался как исследовательской, так и диагностической работой (в том числе и разработкой новых диагностических методик).

В начале 20-х годов Блонским была создана сеть опытных школ в Москве, Подмосковье, Пензенской и Рязанских областях, которые принимали участие в апробации диагностических методик, разработанных сотрудниками кабинета школьной педологии Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской. Подобная работа проводилась по всем регионам России.

Т.О. в 30-е годы работы педологов все больше сводились к измерению психического развития детей, которое не всегда было обосновано и правомерно, что, в конце концов, привело к полному отрицанию педологии, а заодно и педагогической психологии в стране (4 июля 1936 года – постановление ЦК «О педологических извращениях в системе наркомпросов»).

На многие годы фундаментальные исследования П.П. Блонского, К.Н. Корнилова, М.Я. Басова, Л.С. Выготского и его сотрудников оставались не востребованными.

Только с конца 1960-х годов у нас возобновился поиск форм практического участия психологов в работе школы. К этому времени в педагогике и психологии, по словам Х.Й. Лийметса (1983), появились необходимые теоретические и практические предпосылки:

-  внедрение системного подхода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности;

-  углубление интеграции научного знания на уровне педагогики;

-  выявление некоторых общих закономерностей психического развития и разработка средств диагностики уровня развития;

-  подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии;

-  улучшение психологической подготовки учителей и т.д. …

Впервые психологическая школьная служба начала создаваться в Эстонии (руководители Х.Й. Лийметс и Ю.Л. Сыэрд) сначала в спецшколах для трудных подростков с 1975 г., а затем в некоторых общеобразовательных школах с 1980 г.

Важным этапом в развитии школьной психологической службы в нашей стране был разработанный в 1982 году в Москве эксперимент по введению в школу должности школьного психолога, проводимый по инициативе АПН СССР. Целью эксперимента была разработка теоретических и организационных проблем, создание модели психологической службы в школе. В ходе эксперимента опробировались параллельно две модели: работа психолога непосредственно в школе, работа психолога в РОНО с целью оказания помощи всем школам района.

С 1980 по 90-е годы этот опыт был распространен по различным регионам страны такими известными исследователями как Е.Д. Божович, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, Х.Й. Лейметс, А.М. Прихожан, Н.Ф. Талызна и др.

В 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по проблемам психологической службы в СССР. Где особенно подчеркивалась необходимость создания психологической службы на всех уровнях системы народного образования: детский сад, школа, ПТУ, педагогический институт…для реализации ''основных направлений реформы школы''.