Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 2

построению процесса обученияна основе психологического знания (Песталоцци).

В 19 веке исследования в области описания поведения и особенностей возрастного развития были продолжены А. Кусмуаль, А. Бен, И. Тен (сопоставление процесса усвоения речи дочерью с историческим развитием языка) и др.

В России привлечение психологии в процесс воспитания и обучения активизировался в период перехода на путь капитализма. Выразителями прогрессивных идей в этом направлении выступали Константин Дмитр. Ушинский, Ник. Ив. Пирогов, Петр Францевич Лесгафт, революционные демократы…

К.Д.  Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания» 1867г. писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Ушинским впервые выделено педагогическое значение навыков и привычек, через формирование которых ученый видел возможность развития способностей, которых человек не имел от природы. При этом на первый план Ушинский выдвигал нравственное значение привычки.

П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, подчинявшуюся более широкой задаче общего психофизического формирования личности. Сознательное, самостоятельное управление поведением, согласно Лесгафту, возможно только на основе словесной регуляции. Поэтому важнейшим условием в формировании саморегуляции ребенка, ученый считал развитие способности перехода от наглядно-образной к словесной регуляции. Развитие ума и воспитание тела – один процесс, а не два.

Книга В. Прейера (1841-1897) «Душа ребенка» открыла новый этап в изучении психического развития ребенка, выделив новый не малосущественный фактор развития как наследственность, оказывающий влияние на личный опыт ребенка. Последователями Прейера были М. Бехтрев, А.И. Сикорский, Н.Н. Ланге

На рубеже 19 и 20 веков в связи с переходом на стадию империализма многих стран, остро встает проблема перестройки школы, следовательно, усиливается внимание психологов к вопросам закономерностей развития, воспитания и обучения.

В США особое влияние на развитие педагогической мысли оказали идеи Гренвилла Стенли Холла (1846-1924) - ученика В.Вундта (и его последователя И. Тена) о повторении ребенком в своем индивидуальном развитии основных этапов истории человечества (в основе биогенетический закон Геккеля). Характер ранних детских игр объяснялся изживанием охотничьих инстинктов первобытных людей, а подростковые игры – воспроизведением образа жизни индейских племен.

Т.о. игра, по мнению Холла, является остаточным явлением прошлого, помогающая изживать детские инстинкты, в том числе и страхи.

В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Основой для сбора материалов о возрастных особенностях детей у Холла служили опросники, заполняемые учителями, родителями и детьми (субъективность). Получаемые результаты статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов как с точки зрения взрослых, так и самих детей. Эти данные легли в основу книг ''Юность'' (1904) и ''Проблемы воспитания'' (1911).

Холл является основоположником педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идеи о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов (психологов, педагогов, медиков, биологов, антропологов, социологов…). Педология должна была объединить все знания наук, связанные с исследованием детского развития. Идеи педологии были очень популярны и нашли широкое распространение во всем мире до середины 20 века, т.к. были ориентированы на практику и связаны с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Педологию, в том виде в котором ее рассматривал Холл, является предтечей современной детской практической психологии.