Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 17

1. В школе – инспектор по профориентации (руководитель выбора призвания) ведет 250 человек от 1 класса до выпуска.

Прфконсультантом осуществляются следующие профили работ:

-знакомство детей с профилями профессий;

-на каждого ребенка ежегодно ведется профориентационное досье:

А. Здоровье и физическое развитие (результаты мед. освидетельствований, данные врача).

Б. Личностные особенности (личностные тесты, опросники).

В. Информация о социально-экономическом положении семьи (интервью, беседы с родителями, анализ документов);

Г. Анализ умений и навыков (характеристики учителей, тесты квалификации);

Д. Интересы и склонности (вопросники интересов);

Е. Знания (на основании школьных оценок, тесты знаний);

Ж. Способности (тесты способностей как минимум 3 раза в период обучения);

З. Любимые внешкольные занятия (интервью, анкетирование).

Досье строго конфиденциальны и не доступны для учителей и администрации. После окончания школы досье передается в бюро службы занятости.

-индивидуальное и групповое консультирование школьников и их родителей в выпускных классах. На групповых консультациях обсуждаются общие вопросы (анализ особенностей карьеры, особенностей выбора, требования к определенным карьерам). На индивидуальных консультациях обсуждаются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Консультации добровольны, а выполнение рекомендаций не контролируется.

-координация работы учителей, родителей в области профессиональной ориентации.

2. Служба занятости – туда поступает вся информация обо всех учениках, т.е. информация о трудовых ресурсах. Т.О. создается возможность для рекомендаций по развитию производства, исходя из наличия трудовых ресурсов.

В службе работают психологи, консультанты, социологи. Оптантам выдаются конкретные направления на определенные места. Также ведется учет безработных  и пособий.

3. Профориентация в ВУЗах проходит несколько этапов:

1)  при приеме в ВУЗ (до поступления выясняется потенциальная возможность поступления в вуз данного профиля);

2)  во время обучения в вузе…

3)  работа по  трудоустройство на последних курсах (реклама и встречи выпускников с потребителями, определение на практику и т.д.

Существуют платные проф. консультационные конторы, где работают очень квалифицированные психологи со степенью магистра и сдавшие специальный экзамен, необходимый для разрешения открыть частную контору.

2. Франция.

С 5-6 класса проводится цикл профессионального наблюдения. По окончании школы досье передается в бюро по трудоустройству, куда обязан явиться каждый выпускник. Во Франции выполнение рекомендаций психолога обязательно.

3.Япония.

Японская модель называется развивающей, так как цель и задачи профессиональной ориентации: развитие ребенка.

Работа по знакомству с профессиями начинается с 1 класса школы. Каждый ребенок в течение учебы проходит обучение по 15-16 видам профессий. Каждый год происходит практическое знакомство с 1-2 видами. В конце каждого года мастер дает оценку способностей по данному виду профессий и соответствующие рекомендации. А с другой стороны берется информация от ученика.

Таким образом, происходит психомоторное развитие интеллекта (действенное обучение), развивается сенсомоторика, воспитывается чувственное восприятие, а также происходит реальное знакомство с различными видами труда. Это является очень эффективным не только для развития личности, но и нации в целом.

У каждого школьника существует досье. На последнем этап обучения производится диагностика и даются рекомендации по трудоустройству. Психологи работают в фирмах при приеме на работу.

4. Россия.

1927 год – первое бюро по профориентации;

1927 год – в Петербурге под руководством Бехтерева обследуется 20000 школьников, затем открываются и региональные бюро при биржах труда, которые занимаются обследованием школьников и незанятого населения. Создаются и развиваются отраслевые бюро, которые занимаются разработкой психологических требований к профессиям, профессиональным отбором в школы фабрично-заводского ученичества. В результате их деятельности снизился отсев кадров. Правильный выбор рассматривался как психо-санитарно-гигиенический выбор.