Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 10

1 тип - ''наперстник'' (маленькая дистанция, индивидуализм и авторитаризм директора). Психолог - личный консультант директора, его помощник, эксперт, поэтому может оказывать влияние на принятие решений, преобразования в системе обучения и воспитания. Но он отделен от педагогического коллектива и чаще всего не принимается им. Поэтому может воздействовать только на организацию в целом.

2 тип - ''сам по себе'' (большая дистанция и индивидуализм директора - властность, авторитарность, ориентация только на собственную точку зрения). Самая неблагоприятная ситуация для психолога, т.к. очень низки шансы на возможность самореализации и влияния на состояние дел в организации - не будет получать поддержки, а работа будет критически оцениваться… Холодность директора в этой ситуации провоцирует психолога на уход из системы или создание оппозиции…

3 тип - ''рядовой сотрудник организации'' (большое расстояние с директором, но его коллективизм). Психолог слит с основной массой сотрудников, но в силу коллективизма директора есть возможность оказывать влияние в моменты принятия решений. Чаще всего психолог находит единомышленников в среде пед. коллектива, но влияние на всю систему в целом ограничено.

4 тип - ''влиятельное лицо'' (малое или чаще среднее расстояние с директором и его коллективизм). Наиболее удачная ситуация для реального психологического влияния на управление школой, всю систему и самореализацию психолога. Психолог получает поддержку директора, поэтому может быстро менять формы и направления деятельности.

Алгоритм процесса консультирования

в общеобразовательном учреждении

I.  Знакомство с клиентом и индивидуальными особенностями ребенка

А. В случае предварительной записи проводится предварительный сбор информации о ребенке и его актуальной ситуации развития:

1) предварительный сбор информации на основе карты индивидуального  развития ребенка

2) знакомство с  медицинским анамнезом на основе анализа документации медицинской карты, беседы с мед. работникам

3) знакомство с социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе беседы с воспитателем или классным руководителем

4) знакомство с психолого-педагогическим анамнезом на основе анализа карты индивидуального развития ребенка, собеседования с воспитателем (классным руководителем, учителями) наблюдений за поведением ребенка, знакомства с результатами деятельности (поделки, тетради…).

            Б. При непосредственном обращении:

1) Выслушивание и анализ запроса (ориентация в проблеме и ее видении клиентом)

2) Обсуждение с клиентом индивидуальных особенностей ребенка, особенностей поведения или эмоционального состояния вызывающих опасения или затруднения.

3) Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, социальных и внутриличностных резервов для решения заявляемой проблемы (потребностей, установок, ценностей, способов реагирования на трудные жизненные ситуации…)

II. Поиск совместно с клиентом ресурсов для решения проблемы.

А. Сбор дополнительной информации о фактах или факторах способствовавших возникновению проблемы (чаще всего не презентируемых или не осознаваемых  клиентом первоначально, но лежащих в основе сложившейся ситуации)

Б. Помощь в осознании внутриличностных резервов для решения проблемы на данном этапе (в данной конкретной ситуации)

В. Совместно с клиентом составление плана действий по решению проблемной ситуации:

1) при необходимости сбор дополнительной информации (диагностика, наблюдение за ребенком или беседа с ним, проведение консультаций с учителями, воспитателями, членами семьи)

2)  выделение значимых лиц для привлечения к решению проблемной ситуации

3) обсуждение и подбор психолого-педагогических технологий коррекционного или развивающего характера, возможностей их реализации

4) составление с клиентом психологического, содержательного и организационного контракта о совместном сотрудничестве по решению проблемы