Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 4

При лаборатории Меймана была создана экспериментальная школа которая просуществовала более 20 лет. В ней опробывались различные программы обучения и варианты диагностики при отборе детей в классы по различным критериям - уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, по адекватному для них стилю общения с учителями.

Большую роль в развитии детской практической психологии сыграл Э. Клапаред. Он основал в Женеве ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо, ставший центром экспериментальных исследований в области детской психологии. Он предложил разделить детскую психологию на теоретическую (исследует законы психической жизни и этапов психического развития детей) и прикладную, имеющую две части психогностику (диагностирует  и измеряет психическое развитие детей) и психотехнику (разрабатывает методы обучения и воспитания, адекватные для детей разного возраста).

Эволюционно-биологический подход к объяснению закономерностей психического развития на рубеже 20 века был дополнен попытками создания культурно-исторической концепции развития психики (соотношение детской психики с развитием общественных форм и явлений)  предпринятыми Д. Болдуином, Н. Ланге, Т.Рибо, Д. Мид и др..

Эти попытки не увенчались успехом, но заложили основу для создания культурно-исторической теории развития высших психических функций человека Л.С. Выготского (предопределенность развития высших психических функций социальной средой). Положения данной теории дали основу для создания и развития различных форм и методов формирующих воздействий, помогающих в социализации личности, в более полном освоении и дополнении культурных ценностей накопленных предыдущими поколениями.

Современное состояние психологической службы

в нашей стране и за рубежом.

На сегодняшний день мы можем говорить, что психологическая служба наиболее разработана в США, где она начала развиваться с1800-х годов. В начале века в крупных городах были созданы профориентационные центры «гайденс» по выбору профессии. В тот период школьная психологическая служба ограничивалась вопросами профориентации.

Позднее широкая практика тестирования в американских школах (прежде всего по определению JQ) способствовала развитию службы «гайденс», которая на сегодняшний день является селективным механизмом американской школы.

Причем, в Америке психология в образовании традиционно существует как закрепленная законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств психологам. Основными функциями психолога в образовании в Америке до последнего времени оставались функции измерения и тестирования с помощью стандартизированных тестов.

Развитие психологии, популярность гештальтизма и фрейдизма, которые рассматривают личность как единое целое, влияние теории Дьюи о приспосабливаемости личности к среде расширили рамки «гайденс». В круг вопросов, рассматриваемых школьной психологической службой вошли эмоциональные, поведенческие, учебные и т.д. проблемы, с которыми сталкивается личность в поисках своего места в жизни.

В настоящее время основной целью «гайденс» является «помощь, которая позволяет личности достичь своего полного развития». Конкретные задачи, вытекающие из этой цели следующие:

1.  Помощь ученику в самопознании: принятии своих сильных и слабых сторон, своих преимуществ и ограничений; в понимании своего восприятия окружающими людьми. (Эти знания должны строиться на основе точных измерений и профессиональных суждениях.)

2.  Обучение бесконфликтному взаимодействию с окружающими людьми, пониманию мира, в котором он живут. Вооружить учеников пониманием природы поведения людей, причин раздражения, способов самоконтроля  настроения. Ознакомление школьников с социальной средой, в которой им придется жить.

3.  Помощь ученикам в получении максимума от школьных знаний: обучение методам учебной работы, помощь в выборе учебной программы, соответствующей их особенностям, помощь в случае неудовлетворительных успехов.