Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 13

Преобладающий тип мышления (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое).

Особенности развития речи (словарный запас, правильность выразительность, образность, эмоциональность, умение выражать мысли в устной и письменной речи).

Есть ли отставание в умственном развитии. Его тип: педагогическая запущенность, снижение обучаемости, олигофрения…

6.  Межличностные отношения в классном коллективе. Социометрический статус. Входит ли в группировки. Его положение в группировке (лидер, ведомый). На каких интересах и какой деятельности строится групповая общность. Отношение группировки к классному коллективу.

7.  Эмоционально-волевая сфера личности. Темперамент. Какие эмоции преобладают. Особенности эмоциональных состояний (настроения, аффекта). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность, активность и инициативность, устойчивость поведения и внушаемость, склонность поддаваться влиянию других.

Дисциплинированность и степень ее осознанности, выдержка и самообладание, сила воли, недостатки (упрямство, нерешительность, негативизм, ленивость, умение доводить дело до конца).

8.  Выводы. Правильно ли развивается личность. Недостатки личности, необходимые для исправления. Индивидуальный подход, необходимый для данного ученика.

Развивающие и обучающие программы.

1.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение 1996.

2.  Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.

3.  Норматив-правовые документы…С-Пб.: Комитет по образованию С-Пб, 2000. С.175-178.

4.  Руководство практического психолога./Дубровина И.В. М.: Академия, 1995.

Основной формой работы школьного психолога с подростками являются обучающие и развивающие программы. На мой взгляд, основное различие между типом этих программ состоит в их целенаправленности.

Целью и задачами обучающих программ может быть формирование знаний, умений и навыков.

Например: "Учимся учиться".

Цель: Формирование эффективного индивидуального стиля учебной деятельности.

Задачи:

-познакомить детей с эффективными приемами учебной деятельности;

-знакомство с индивидуальными особенностями, влияющими на успешность в учебе;

-формирование умений использовать свои сильные стороны в учебном процессе;

-формирование навыков мнемической деятельности при работе с учебным материалом;

-знакомство с типами мыслительных операций и отработка приемов мыслительной деятельности.

Целью и задачами развивающих программ может быть развитие способностей и личностных потенциалов ребенка.

Например: "Ступени самопознания".

Цель: Развитие способностей к личностной рефлексии.

Задачи:

-развитие умения анализировать свои и чужие особенности и поступки;

-развитие навыков регуляции эмоциональных состояний;

-формирование адекватной самооценки;

-формирование навыков межличностного общения…

Основным требованием к любой программе является ее соответствие задачам возрастного развития (актуальность и посильность для детей), ориентация на "зону ближайшего развития", соответствие целям и задачам концепции учебного заведения.

Обучающие программы должны проводиться со всем классом, а развивающие могут проводиться с группой учащихся, нуждающихся в дополнительном развитии определенных качеств.

Основные требования к составлению программ.

Разделы программы:

1.  Титульный лист. Программа должна пройти согласование на кафедрах психологии СПбГУПМ, или соответсвующих кафедрах СПГУ, РГПУ. Утверждает программу директор школы или директор ППМС.

2.  Пояснительная записка.

-Актуальность. Программа начинается с обоснования данного курса. Необходимо указать объект развития или обучения и выбор этого объекта.

-Цель. Описание цели должно позволить определить значимость программы для данного контингента.