Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 6

В 1951 году министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ обсуждался на I и II Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге (1952, 1954 гг.).

Однако в силу изменений политики в образовании деятельность службы была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов.

В 50-60-е годы потребность в психологах в школе нарастала в связи с увеличением количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями, поэтому в 1960 г. открыто четыре психологических центрав Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне

Начиная с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы становятся группы психолого-педагогической помощи СААР. Каждая группа представляет собой команду из трех специалистов:

-по школьной психологии,

-по психологии обучения,

-по психомоторному развитию.

Каждая бригада обслуживает 800-1000 учащихся, хотя территориально располагается в одной школе, обслуживает, как правило, несколько. Административно команды подчинены департаменту специального образования. Объектами деятельности этих групп являются дети от 2 до 12 лет их педагоги и родители. Особое внимание уделяется детям от 3 до 7 лет.

Предметом исследования и помощи являются проблемы обучения и поведения, а основной задачей – отбор детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся консультации учителей и родителей по этим проблемам.

В середине 80-х начинается новый этап в развитии школьной психологии во Франции. В 1985г. была создана рабочая группа, которая провела специальную работу по определению функций педагогического психолога. Основная цель работы школьного психолога, как и любого практического психолога, определена как обслуживание потребностей клиента.

Но деятельность педагогического психолога имеет определенную специфику. Педагогический психолог в целях содействия развитию всех сторон личности ребенка может подключать к этому процессу учителей и родителей, при этом он может идти и против системы школьного и семейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если считает, что они препятствуют прогрессивному развитию его клиента.

В настоящее время основными задачами психологической школьной службы во Франции являются:

1.  Предотвращение неуспешности в обучении.

2.  Социальное научение с целью социальной адаптации.

3.  Помощь детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (противоположна задачам Бине…).

4.  Содействие общеобразовательному и профессиональному росту учащихся.

5.  Повышение квалификации учителей, социальных работников, администрации и др. специалистов в области народного образования.

Определенный опыт организации школьной психологической службы накоплен и в странах Восточной Европыв Чехословакии, Югославии, Польше, Болгарии. Здесь психологическая служба школы ставит перед собой задачу, ориентированную на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие.

Психологическая служба стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-педагогических районных центров или областных Центров или Консультаций и входит в состав народного образования.

Основное содержание психологической службы:

-помощь в обеспечении развития здоровой личности,

-коррекция разного рода затруднений,

-проблемы профессиональной ориентации.

Основной формой работы психологов в этих странах является психодиагностика детей или групп, испытывающих определенные проблемы: поведенческого, эмоционального или учебного плана, и последующие  рекомендации по коррекции данной проблемы. По мнению специалистов этих стран 30% школьников испытывают те или иные проблемы при обучении.

Недостатком службы является ее оторванность от образовательных учреждений:

-  работа с детьми проходит вне контекста их жизни,