Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 16

3 тип - "нестабильный" – пройдя стадию развертки и негативного закрепления, человек возвращается на стадию развертки и выбора профессии, смена профессии и так далее может быть  несколько раз. Поэтому стадия стабилизации достигается поздно и коротка.

4 тип - "проблемный" – практически стабилизации профессионального развития не происходит (ищет профессию на протяжении всей жизни).

На основании вышеперечисленных подходов к возрастному и профессиональному развитию Сьюперт задал себе вопросы: "От чего зависит тип профессионального развития?", "Как это можно учитывать в профессиональной консультации?" и "Какой тип развития лучше?".

Отвечая на эти вопросы, Сьюперт пришел к выводам:

1). Что социально-экономические факторы имеют значение, но не являются ведущими, но есть внутренние факторы, которые являются определяющими. К таким факторам был отнесен когнитивный (познавательный) стиль деятельности (Каким образом человек познает мир?) – стабильная многоуровневая характеристика:

импульсивность – рефлексивность

аналитический стиль мышл. – синтетический стиль

полезависимость – поленезависимость.

Оптимальный случай, когда профессиональное развитие соответствует индивидуальному стилю.

2). Выбора делаются в течение жизни многократно.

3). Содержание деятельности изменяется через каждые 8-10 лет.

4). Задача консультанта научить разбираться в себе и уметь делать правильные выборы. Оптант (консультируемый) – активный субъект консультирования, а не объект, а ситуация консультирования д. носить обучающий характер. Важно, чтобы решения принимал сам оптант, а консультант должен научить его это делать, подвести к правильному решению, но не принимать решение за оптанта. Сделать зрелым и ответственным за свою судьбу.

Концепция индивидуальности (самопознания).

Самая известная концепция, создана Джоном Голландом и основана на активизации самопознания.  По мнению Голланда выбор профессии будет удачным, если произойдет совпадение типа личности с типом профессиональной среды.  6 типов личности выявил на основе профессиональных предпочтений и считал не случайными. Тест Голланда предполагает самонаправленный поиск в трех направлениях:

1.  виды предпочитаемой деятельности (6гр). Подсчет.

2.  список умений, которыми владеет оптант (6гр.). Подсчет.

3.  выборы конкретной карьеры (6 гр.)

Количество выборов не ограничивается.

Получается формула профессионального типа личности. Психолог разъясняет сущность полученных вариантов и по сборнику типов профессий проводит работу по знакомству с возможными профессиональными выборами.

В полном виде тест Голланда в России не используется, прибалты адаптировали, но у них очень маленькое количество выборов, поэтому диагностика затруднена.

Голланд рекомендовал использовать тест для разрешения конфликтов на производстве или если имеется неудовлетворенность работой, нежелание работать на этом месте, при переориентации.

На данном этапе существуют несколько тестовых батарей, используемых в службе занятости США. Наиболее известен тест АТВ (разработан в 1957г.), который имеет международный стандарт во многих странах. На основании выполнения этого теста выясняется профиль способностей, который соотносится с профилем необходимых для определенной профессии качеств. Существует 148 профилей профессий.

Выявляются 9 способностей с помощью 12 субтестов.

-общий уровень интеллекта;

-вербальные способности;

-способность к восприятию формы;

-пространственная ориентация;

-специфическая способность, необходимая для конторских служащих (концентрация, избирательность, устойчивость внимания – похоже на корректурную пробу);

-цифровая или нумеральная способность (владение числом);

-собственно психомоторная координация;

-зрительно-моторная координация (ловкость пальцев, способность манипулировать мелкими предметами);

-крупнодвигательная координация рук в целом.

В настоящее время профессиональная консультация в США имеет несколько уровней: