История экономики России (XVIII-XX вв.): Учебник, страница 18

            Однако многих крестьян не устраивали нормы наделов, в соответствие с которыми земельные участки почти половины крестьян составили менее 3-х десятин, не устраивали размеры выкупных платежей, поскольку были выше рыночной цены земли. Получалось, что крестьяне фактически выкупали и свою личную свободу, а не только землю[19].

            Что касается помещиков, то потеря ими рабочей силы была компенсирована принуждением крестьян к отработке права пользования землей. В целом помещики увеличили площади «своих» земель за счет лугов, выпасов, водопоев для скота, которые крестьяне вынуждены были у них арендовать.  Материальные интересы помещиков были защищены тем, что примерно 20 % выкупных платежей должен был платить крестьянин, а остальную часть – предоставляло государство в виде процентных бумаг. Денежную сумму этих бумаг крестьянская община должна была выплатить теперь уже государству за 49 лет.

            Условия проведения реформы вызвали протест крестьян, которые обвиняли, прежде всего, помещиков в неправильном характере своего освобождения, в использовании «поддельных» законов и сокрытии от народа настоящих, «царских».

            Тем не менее, в результате реформ сформировалась группа крестьян, хотя и небольшая, которая увеличила свои наделы путем скупки земли  у разорившихся односельчан или ушедших на заработки в город. Зажиточные крестьяне скупали также землю, находившуюся вне юрисдикции общины, увеличивая производственные возможности своего домохозяйства.

            В целом можно говорить об ограниченном потенциале реформ в аграрном секторе при всем их положительном влиянии на развитие экономики всей страны.

Реформа местного самоуправления. Необходимость этой реформы побуждалась стремлением преодолеть сословный характер формирования органов местного самоуправления. Для этой цели был создан институт земства (1864) – органа местного самоуправления, который выбирался на три года всеми сословиями. Земства имели широкие полномочия в решении вопросов жизни населения губернии: образование, здравоохранение, социальная защита бедных, больных, сирот, строительство инфраструктуры – находились под опекой земств. Земства внесли большой вклад в распространение начального образования. Последовавшая затем городская реформа (1870) предусматривала создание выборной думы, решавшей и контролировавшей многие вопросы городской жизни: безопасности и порядка, торговли, образования, медицины и т. п.

Судебная реформа. Реформами в этой области в России начал формироваться западный тип судебной системы, который предусматривал гласный, бессословный суд с участием присяжных заседателей и институт адвокатуры.  Важно то, что было провозглашено формальное равенство всех социальных групп перед законом. Хотя известно, как далеко бывает до реального воплощения формальных возможностей.

Реформа образования расширила возможности получения основ грамотности многим сословиям, образование становилось доступным для девочек, увеличилось разнообразие образовательных учреждений: народные училища, гимназии, реальные училища. Последние готовили кадры технических специальностей.  Университеты обрели почти полную самостоятельность управления. Был ослаблен режим цензуры, что устраивало интеллигенцию, которая жаждала гласности.

В армии были отменены унизительные телесные наказания. Рекрутский набор был заменен всеобщей воинской повинностью мужского населения ,достигшего 20-летнего возраста. Был резко сокращен  срок этой повинности. Более высокий уровень образованности уменьшал срок службы. Солдат из крестьян обучали в армии не только военному делу, но и грамоте. В целом реформы в армии соответствовали общему духу реформ.

4.3. Последствия реформ и их оценка

            Вопрос о результатах и последствиях реформ, в особенности масштабных, всегда вызывает любопытства, споры и дискуссии. И это, наверное, правильно, ибо крупные реформы охватывают многие сферы жизни и слои общества, которые в реформах, как теряют, так и приобретают.