История экономики России (XVIII-XX вв.): Учебник, страница 11

Все эти меры и методы реализовывал чиновничий аппарат. Он формировался в основном из служилого и зажиточного сословия. Поскольку дворян Петр I рассматривал как служилое сословие, то его нововведения были направлены на то, чтобы дворяне много служили, учились, умели управлять войском и страной. Указ о единонаследии (1714) предписывал только одному отпрыску иметь постоянный доход с имения, остальные молодые дворяне должны кормиться от военной или государевой службы. С этой же целью в «Табели о рангах» (1722) была структурирована и соотнесена по чинам государственная и военная служба.

Для улучшения управления страной  в течение всего периода реформ были модернизированы старые и созданы новые элементы государственной машины. Чтобы быстро осуществить задуманное, администрация должна работать по единому замыслу как единый механизм. Для этого подходит режим абсолютной монархии, и все административные изменения служили укреплению абсолютной власти. Для управления экономической, гражданской, бытовой сферами жизни общества Петр I реформировал центральную власть, отраслевые и территориальные органы управления. Правительствующий Сенат, назначаемый царем, обладал законодательной, административной и судебной властью. Одиннадцать коллегий имели общегосударственные полномочия в управлении армией (Военная коллегия), флотом (Адмиралтейство), мануфактурами  (Мануфактур-коллегия), разведкой и обустройством горных разработок (Берг-коллегия), управлении доходами и расходами казны (Штатс-коллегия), торговли (Коммерц-коллегия), церковными делами (Святейший Синод), городскими делами (Главный магистрат) и т. п.

Для организации сложного и трудного дела – сбора налогов – и упорядочивания жизни на огромной территории страны были проведены две губернские реформы (1708-1710 и 1719 гг.), которые укрепляли вертикаль власти. Венчал пирамиду власти император (в 1721 г. Сенат пожаловал Петру I титул императора). Он и его наследники обладали отныне неограниченной властью. А решающую роль в хозяйстве стал играть чиновник (бюрократ). 

Усиление бюрократии имело важные последствия: оно трансформировало мотивы нарождающейся предпринимательской деятельности. Вместо того, чтобы вести дело на свой страх и риск, предприниматель стал стремиться получить казенный заказ, высокую указную цену на свою продукцию, завышая уровень издержек. Теперь ему выгодно стало добиваться государственной монополии, получения от государства земли, леса, разных привилегий. Так появился стимул договориться с чиновником, дав взятку. Такой деловой механизм притупляет интерес к технологическому новаторству, подрывает ответственность при ведении дел. Иначе говоря, создается почва для застоя. Особенно это касается казенных мануфактур. Действительно, некоторые казенные предприятия к концу царствования Петра I пришлось передать в частные руки ввиду их убыточности.  Получалось, что, достигнув с помощью бюрократии существенных результатов в короткие сроки, реформатор заложил «мину» под развитие экономики в долгосрочном периоде.

Итоги реформ Петра I (вместо выводов)

1. России удалось избежать участи колонии. Более того, по уровню развития мануфактурного производства в XVIII в. Россия стала одной из ведущих стран. Об этом свидетельствует тот факт, что более половины всего экспорта составляла мануфактурная продукция, а российский металл экспортировался в Швецию, которая в то время производила лучший  в Европе металл. В результате реформ Россия получила передовую армию и флот, развитые порты Петербурга и Архангельска, новую систему управления страной, которая в своих базовых чертах сохранилась до начала XX в. В стране были заложены основы военно-инженерного образования и вообще было обращено внимание на значение образования широкого круга активных людей. Он упорядочил процедуру служения дворян, которую рассматривал как их главную обязанность, и увеличил поборы со всего аграрного населения. А уж далее аграрный сектор развивался с учетом экономической целесообразности: где-то усилилась барщина, где-то – оброчный гнет.