История экономики России (XVIII-XX вв.): Учебник, страница 17

            Транспорт и промышленность. Для развития промышленности и торговли нужны транспортные коммуникации, а для больших территорий – в особенности. В России первой половины XIX в. основными транспортными путями были реки (вниз – сплав, вверх – с помощью бурлаков) и гужевой транспорт: зимой на санях, летом – сложнее, поскольку из-за дождей многие дороги становились непроезжими. При низкой скорости движения грузов оборот капитала замедлялся (речной путь из низовий Волги до Санкт-Петербурга занимал две навигации). Строительство транспортных средств было сферой наемного труда, поэтому строительство пароходов увеличивалось быстро: в начале века в Петербурге был построен первый пароход, а к 1860 г. на Волге и по ее притокам ходило уже 350 пароходов. Напомним, что первая железная дорога – Царскосельская – была построена в 1837 г., а в 1840 – Николаевская, соединившая Москву и Санкт-Петербург. Даже некоторое улучшение транспортных условий повлекло снижение торговых прибылей купцов и перемещение их экономического интереса в сферу производства. Одна из причин снижения прибыли была связана с тем, что ускорение товаропотока не позволило купцам удерживать сколько-нибудь долго цены на высоком уровне в разных торговых местах (городах). И уже к середине века 90 % купцов наряду с торговлей занимались промышленной деятельностью. Другая причина – рост конкуренции со стороны крестьян-предпринимателей, слой которых сформировался среди помещичьих и казенных крестьян.

            В структуре российской промышленности преобладали мелкие промыслы. Большую часть промышленных предприятий (82 %) составляли производства с численностью 10-15 чел. наемного труда. Наемные работники были оброчными крестьянами. Заработная плата таких работников включала содержание работника и его оброк, который он должен отдать, т.е. несвободная рабочая  сила была дорогой.

            Города. К середине XIX в. численность городского (посадского) населения увеличилась почти в 2,5 раза, количество городов возросло на 60 %. Однако 80 % этих городов оставались местечками с числом жителей до 5 тыс. чел. Быстро росли торговые центры Поволжья, а также села промышленных районов: Иваново-Вознесенк, Павлово, Рыбинск, Гжатск. Городов 20-ти тысячников было только 19, в Москве жило около 0,5 млн. чел. База для развития рыночных институтов была слабой.

            Таким образом, накануне реформ в экономике страны назревали новые тенденции,  которые сосуществовали со старым укладом жизни. На их взаимодействие оказывали влияние события в других сферах  жизни общества, в частности, Отечественная война 1812 г. и военные походы 1812-1814 гг.  Во время походов офицеры познакомились с новыми для них идеями и принципами устройства общества. Неудачи Крымской войны 1853-1856 гг. стали катализатором назревших перемен.

4.2. Содержание реформ Александра II

Итак, необходимость изменений диктовалась тем, что, с одной стороны, в России пробивали себе дорогу новые явления экономической жизни, а с другой – страна отставала от передовых европейских стран и политические интересы требовали сокращения разрыва в социально-экономическом развитии.

            Реформы Александра II состояли из последовательности отдельных реформ и мероприятий, которые в целом представляли комплекс изменений, призванных содействовать ускорению развития России путем формирования новой институциональной среды. Главными реформами считаются

·  аграрная,

·   местного самоуправления (земская и городская),

·   судебная реформа, реформа образования,

·   военная реформа.

            Аграрная реформа. Реформа по установлению новых правил пользования землей началась с Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости[18]. Юридическое освобождение от внеэкономического принуждения открывало перед значительной частью населения страны новые возможности.  Но эти возможности были увязаны с экономическими условиями освобождения. А эти условия были не в пользу крестьян: в ряде районов вся земля в имениях объявлялась собственностью помещика.  Эту землю крестьяне получали в пользование с последующим ее выкупом. В большинстве регионов России земля переходила к общине, которая и наделяла крестьян землей. Такой порядок землевладения преследовал интересы самодержавия, поскольку община по принципу круговой поруки отвечала за все обязательства перед государством.