История экономики России (XVIII-XX вв.): Учебник, страница 10

Торговля и финансы. Преобразования в промышленности, изменения в сельском хозяйстве, денежная реформа способствовали росту торговли. Мануфактуры предъявляли спрос на промежуточный продукт: железо, топливо, продовольствие для рабочих, которые землю не пахали. Мануфактуры разрушали замкнутый характер крестьянских домохозяйств. Работая на мануфактуре, крестьянин не имел возможности производить для себя все необходимые блага и обращался за ними на рынок. Помещики продавали больше сельскохозяйственной продукции и предъявляли спрос на стройматериалы, новые товары быта. Новые виды ремесел поставляли на рынок новые виды товаров. Дополнительным стимулом для роста спроса со стороны богатого сословия стал быт богатых европейцев, с которым дворяне познакомились в результате петровских реформ. Такой спрос  удовлетворяла внешняя торговля, которая была под особым контролем государя. Именно для развития европейской торговли велась Северная война и построен Петербург. Внешняя торговля опиралась на активную поддержку государством отечественных мануфактур и стимулирование ввоза тех товаров, которые в стране либо не производились, либо производились недостаточно. Так, таможенные пошлины на ввоз железа, парусины устанавливались на уровне до 75 % от ввозной цены, на шерстяные ткани, бумагу – до 25 %, на медную посуду, оконное стекло – до 10 %[13]. В итоге экспорт превысил импорт и иностранные монеты стали оставаться в России.

Петровские реформы органичным образом затронули финансовую систему. Главное – нужно было найти источники пополнения казны. И специальные прибыльщики искали эти источники. Было введено большое число новых, подчас экзотических налогов – на ношение бороды, погребальный налог. Доходы поступали от казенных монополий в виде косвенных налогов: только государственные заведения  могли продавать соль, табак. Сало, рыбий жир, дубовые гробы, вино Монополии отдавались и на откуп, что тоже пополняло казну. Переход к подушной подати увеличил доходы казны на 35 %, а ее доля в казне была 34 %, доля «питейного дохода» - 29 %.  Расходную часть казны составляли военные расходы – 80-85 %; деньги шли также на строительство Петербурга, транспортной инфраструктуры – каналов: Ладожского, Вышневолоцкого, Волго-Донского (строительство которого было начато), пышные празднества «викторий». Таким образом, финансовая политика была тесно увязана с политикой государства на сокращение отставания от Европы и развитие торговли с западными соседями.

Роль государства и государственных методов регулирования в реформах Петра I. Очевидно, что масштабные преобразования, затрагивающие многие стороны жизни российского государства, и в относительно короткий исторический период, можно было осуществить при хорошей и четкой организации, что обеспечивало государство[14]. Реформатору понадобилось преобразование государственной машины, возникла также потребность придумать новые приемы «кнута и пряника», чтобы подстегнуть страну к более энергичному движению в указанном ей реформатором направлении.

С кнутом было проще и привычней. Военная реформа, изменение налогообложения, программы строительства флота, Петербурга, казенных мануфактур, принуждение купцов к объединению в кумпанства для строительства мануфактур, принуждение к получению  в частную собственность казенных убыточных заводов,  обязательства по поставкам оборудования на некоторые предприятия, помощь предприятиям специалистами, в т.ч. иностранными и т. п. характеризуют административную компоненту механизма проведения реформ. Одновременно в виде пряника использовались экономические методы: передача прибыльных мануфактур в частные руки, бесплатный отвод земли под постройку мануфактур, «горная свобода», которая предусматривала возможность любому искать руду в чужих землях, выдача ссуд и субсидий для строительства мануфактур, защита отечественного производителя тарифной пошлиной – наиболее важные экономические стимулы к развитию деловой активности в петровский период.