Технико-экономическое обоснование рационального технологического процесса механической обработки детали «крышка», страница 5

Таким образом, количественная оценка технологичности производится расчетом ряда показателей, характеризующих отдельные свойства. Рассчитанный коэффициент унификации показал, что общее число конструктивных элементов превышает число унифицированных элементов детали. К обработке крышки предъявлена пониженная точность, т.к. соответствующий коэффициент оказался выше 10. Сложность обработки низкая, т.к. коэффициент шероховатости выше 2,5.

1.4.   Определение типа производства и размера партии

Тип производства – классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска продукции. Различают единичный, серийный и массовый типы производства. Основным признаком деления является специализация рабочих мест, уровень которой определяется коэффициентом закрепления операций Кзо, т.е. средним числом операций, выполняемых на одном рабочем месте.

Масса детали (Мдет) равна 1,9 кг и годовой объем выпуска составляет 5800 шт., поэтому тип производства – среднесерийный [3, с.19]

Коэффициент закрепления операций Кзо составляет от 10 до 20.

Серийное производство характеризуется ограниченной номенклатурой изделий, изготовляемых периодически повторяющимися партиями. При серийном производстве используются универсальные станки, оснащенные специальными приспособлениями, специализированные станки, предназначенные для выполнения типовых операций. Главным видом оборудования являются станки с ЧПУ. Технологическая оснастка также применяется как универсальная, так и специальная. С увеличением серийности производства применяют все большей специальной оснастки, операции выполняются в одну установку с ограниченным числом переходов.

Для серийного производства рассчитывается оптимальное количество деталей в партии для одновременного запуска на изготовление:

n = N · C / F, [3, с.19]

где N– годовая программа изготовления деталей, шт., C – рекомендуемый запас деталей на цеховом складе (применяют в зависимости от размера деталей), F – число рабочих дней в году (в среднем 252).

n =5800 · 6 / 252 138 дет.

Таким образом, количество деталей в партии должно составлять в среднем 138 шт. Партия представляет количество, которое изготавливается на рабочем месте с однократной затратой подготовительно-заключительного времени, то ее размер оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели и организацию производства. С одной стороны, увеличение размера партии повышает производительность труда, снижает себестоимость деталей и улучшает использование оборудования (снижает время простоев при переналадке станка). С другой, увеличение размера партии ведет к росту объемов незавершенного производства, к увеличению площади складских помещений.

1.5.   Классификация детали

Несмотря на все многообразие машиностроительных деталей, производственный опыт позволяет достаточно точно классифицировать их массу на несколько основных классов, для каждого из которых существует вполне определенный типовой технологический процесс. Поэтому одним из первых этапов проектирования является отнесение оригинальной детали к одному из классов.

Выделяют пять таких классов: валы, втулки, диски, рычаги и корпуса.

Каждый класс имеет характеристику: соотношение длины (L) и среднего диаметра (D), форму детали, наличие конструктивных элементов, точность обработки.

Соотнеся параметры, крышку редуктора можно отнести к классу «диски», потому что соотношение длины и среднего диаметра , т.е. полученный результат находится в допустимом интервале и меньше 0,5. В наличии имеется точное отверстие. К этому классу относятся разнообразные диски, плоские зубчатые колеса, крышки подшипниковых узлов, кольца и т.п. детали. [3, с.20]

Используя программное средство ASKTK, был сформирован полный конструкторско-технологический код детали «крышка»:

Код ЕСКД: 712652    Технологический код: Д8А311 2214400Б

   где 71 – деталь тела вращения типа дисков;

2 – наружная поверхность криволинейная;

6 – комбинированная поверхность с закрытыми уступами, без наружной резьбы;