Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 9

В прошлом многие предприятия могли достаточно успешно функционировать при эффективном управлении текущей деятельностью. Начиная с 70-х годов XX века, в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся внешней ситуации, предприятия все в большей степени вынуждены были не только концентрировать внимание на состоянии внутренних дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения. Именно стратегическое управление имеет целью обеспечивать адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса, его конкурентоспособность и эффективное функционирование в будущем.

Появление новых запросов и изменение позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация хозяйственной деятельности и глобализация экономических процессов, появление новых возможностей для бизнеса в результате научно-технических достижений и развития информационных технологий, изменение роли человека в процессе производства – все это привело к необходимости стратегического управления предприятием и обусловило возрастание значения стратегического менеджмента.

Не существует стратегии, единой для всех предприятий, поскольку каждое из них уникально в своем роде. Поэтому невозможно выработать единый универсальный рецепт по стратегическому управлению. Процесс выработки стратегии для каждого предприятия зависит от его позиции на рынке (динамики развития потенциала), поведения конкурентов, характеристик производимой продукции, состояния экономики и многих других факторов. Однако существуют основные обобщенные принципы выработки стратегии поведения предприятия и осуществления стратегического управления.

Сущность стратегического менеджмента заключается в переносе центра внимания высшего руководства предприятия на факторы внешнего окружения, для того чтобы своевременно и соответствующим образом. Реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегическое управление можно определить как управление, которое опирается на человеческие ресурсы в качестве основного потенциала предприятия. Оно также ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения во всех сферах деятельности организации в зависимости от изменения внешних условий.

Задача стратегического управления – обеспечение конкурентных преимуществ предприятия. Таким образом, основная задача стратегического менеджмента заключается в обеспечении условий для выживания предприятия и успешного достижения целей в долгосрочной перспективе. Иными словами, стратегическое управление имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых в настоящее время.

Именно поэтому стратегическое управление признано важнейшим фактором выживания предприятия в усложняющейся конкурентной борьбе. Особое значение стратегический менеджмент имеет для современного российского предпринимательства. Тем не менее важность этого положения осознается все еще недостаточно. В действиях у большинства предприятий отсутствует стратегичность, что приводит зачастую к утрате ими своих рыночных преимуществ.

Отсутствие стратегического управления проявляется, как правило, в следующих случаях.

Первое. Предприятие планирует свою деятельность без должного учета качественных изменений в окружающей среде. При отсутствии стратегического управления план конкретных действий предприятия базируется на неизменном конечном состоянии как самого предприятия, так и его внешнего окружения. Видение долгосрочной перспективы – важная составляющая стратегического управления. Но при этом не должно быть прямой экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на перспективу.

При стратегическом управлении в каждый данный момент фиксируется, что предприятие должно делать сейчас, чтобы достичь желаемых целей в будущем. При этом исходят из того, что окружение и условия жизни предприятия в будущем будут определенным образом меняться, то есть при стратегическом управлении определяются и осуществляются необходимые действия предприятия в настоящее время, обеспечивающие его будущее, но не разрабатывается план и описание действий предприятия в будущем.