Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 14

Влияние факторов на предприятие оценивается по шкале: 3 – сильное влияние; 2 – умеренное влияние; 1 – слабое влияние; 0 – отсутствие влияния.

Направленность влияния факторов оценивается по школе: +1 – позитивная направленность; -1 – негативная направленность.

Далее все три экспертные оценки перемножаются и получается интегральный показатель степени важности каждого отдельного фактора. По данному показателю отбираются наиболее значимые для предприятия факторы внешнего окружения, которые необходимо учитывать в первую очередь при выработке стратегии.

В числе методов анализа внешней среды, наиболее широко используемых в мировой практике, следует также выделить бенчмаркинг (benchmarking). Бенчмаркинг – это аналитический процесс сравнения и соизмерения всех операций и функций по разработке, производству, реализации и продвижению продукта на собственном предприятии и у конкурентов. Объектами такого анализа выступает продукт и его компоненты, а также процессы, связанные с разработкой, производством и его сбытом, на разных предприятиях. В ходе анализа выявляются причины возможного отставания предприятия по тем или иным параметрам от конкурентов или, напротив, имеющиеся преимущества.

Выбор и реализация стратегии составляют основную часть процесса стратегического управления. При этом стратегия рассматривается как долгосрочное определение:

-  направления качественного развития предприятия;

-  средств и методов достижения такого развития;

-  системы взаимоотношений внутри предприятия;

-  позиции предприятия в окружающей среде и т. п.

Безусловно, только следование генеральному направлению намеченной деятельности в долгосрочной перспективе может привести предприятие к поставленным целям.

Выбор стратегии осуществляется высшим руководством предприятия на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние предприятия. Такими факторами, которые должны быть учтены при выборе стратегии, выступают:

цели предприятия. Они определяют уникальность и оригинальность выбора стратегии применительно к каждому конкретному предприятию. В целях отражено то, к чему должно стремиться предприятие. Если цели предприятия не предполагают интенсивного роста, то не могут быть выбраны соответствующие стратегии роста, даже при наличии всех необходимых условий;

сильные стороны предприятия и его положение в отрасли. Лидирующие предприятия, занимающие прочные позиции, стремятся при выборе своей стратегии к максимальному использованию возможностей, которые открывает их лидирующее положение. Слабые предприятия должны вести себя по-другому. Если они не могут выбрать стратегию, которая увеличит производственные возможности, они должны покинуть отрасль;

финансовые ресурсы предприятия – оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Кардинальные изменения в поведении и положении предприятия, связанные с выбираемой стратегией, требуют значительных финансовых затрат (например, разработка новых продуктов, охват новых рынков, переход в новую отрасль);

квалификация персонала. Она так же, как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития предприятия;

степень зависимости от внешней среды – непосредственно воздействует на выбор стратегии. Например, бывают ситуации, когда предприятие настолько зависит от поставщиков или покупателей, что не в состоянии выбирать стратегию, исходя лишь из возможностей более полного использования своего потенциала;

интересы и личные склонности высшего руководства (топ-менеджеров). На выбор стратегии непосредственное влияние оказывают интересы, склонности и предпочтения высшего руководства предприятия (топ-менеджеров). При склонности руководителей к риску и выбираемые стратегии будут достаточно рискованными. Поэтому нередко личные симпатии или антипатии могут оказаться решающими при выборе степени той или иной стратегии;