Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 13

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

ПОЛЕ "ВС"

ПОЛЕ "ВУ"

ПОЛЕ "ВМ"

Средняя вероятность

ПОЛЕ "СС"

ПОЛЕ "СУ"

ПОЛЕ "СМ"

Низкая вероятность

ПОЛЕ "НС"

ПОЛЕ "НУ"

ПОЛЕ "НМ"

В верхней части данной матрицы указывается степень влияния имеющейся возможности на деятельность предприятия (сильное, умеренное или малое влияние). В левой части матрицы приводится вероятность использования данной возможности предприятием (высокая, средняя или низкая).

Полученные внутри матрицы 9 полей возможностей имеют для предприятия различное значение:

-  возможности, попадающие на поля "ВС", "ВУ", "СС", имеют для предприятия наибольшее значение, которые следует обязательно использовать;

-  возможности, оказавшиеся на полях "СМ", "НУ" и "НМ", практически не заслуживают внимания и при выработке стратегии могут не учитываться;

-  в отношении остальных возможностей (поля "НС", "СУ", "ВМ") позитивное решение об их использовании принимается в том случае, если предприятие располагает достаточными ресурсами.

Специальная матрица составляется для оценки угроз (табл. 3). В верхней части откладываются возможные последствия для предприятия в случае реализации угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелые последствия, легкие последствия). В левой части матрицы указывается вероятность реализации данной угрозы (высокая, средняя, низкая).

Таблица 3

Матрица угроз

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелые последствия

Легкие последствия

Высокая вероятность

ПОЛЕ "ВР"

ПОЛЕ "ВК"

ПОЛЕ "ВТ"

ПОЛЕ "ВЛ"

Средняя вероятность

ПОЛЕ "СР"

ПОЛЕ "СК"

ПОЛЕ "СТ"

ПОЛЕ "СЛ"

Низкая вероятность

ПОЛЕ "HP"

ПОЛЕ "НК"

ПОЛЕ "НТ"

ПОЛЕ "НЛ"

Те угрозы, которые попадают на поля "ВР", "ВК" и "СР", представляют для предприятия весьма большую опасность и требуют обязательного и скорейшего устранения. Затем должны быть устранены угрозы, попавшие на поля "ВТ", "СК", "HP". После этого устраняются угрозы, находящиеся на полях "НК", "СТ", "ВЛ".

На оставшихся полях угрозы не требуют немедленного устранения (нейтрализации), но должны постоянно находиться в поле зрения руководства предприятия.

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости предприятия для анализа окружения часто используется метод составления профиля деловой среды предприятия. Данный метод одинаково успешно используется как для составления профиля макросреды (непосредственного окружения), так и для внутренней среды предприятия. С помощью этого метода удается оценить относительную значимость отдельных факторов, влияющих на положение и деятельность предприятия.

В таблицу профиля среды (табл. 4) записываются все выявленные факторы внешнего окружения предприятия. Каждому из факторов дается экспертная оценка его важности для отрасли в целом, оценка влияния данного фактора на предприятие и оценка направленности влияния.

Таблица 4

Профиль среды

Факторы среды

А

Важность для отрасли

В

Влияние на организацию

С

Направленность влияния

D = А х В х С

Степень важности

Важность факторов для отрасли в целом оценивается по шкале: 3 – сильное значение; 2 – умеренное значение; 1 – слабое значение.