Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 17

прямого сокращения. Заключается в том, что предприятие закрывает или продает одно из своих структурных подразделений или направлений бизнеса. Целью такой стратегии является долгосрочное изменение направления деятельности предприятия или концентрация усилий на остающихся производствах. Стратегию сокращения очень часто используют крупные компании с диверсифицированным производством, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Данная стратегия реализуется также в том случае, когда необходимо получить средства для развития более перспективных направлений хозяйственной деятельности или освоения новых;

сокращения расходов. Ее основу составляет поиск возможностей для уменьшения издержек производства и реализации продукции. Данная стратегия связана с ростом производительности труда, сокращением найма и увольнением персонала, прекращением производства убыточных товаров, снижением затрат на рекламу и продвижение продуктов. Особенность этой стратегии – ее временный характер и краткосрочность предпринимаемых мер.

Предприятие, как правило, реализует одновременно несколько стратегий. Особенно характерно это для многопрофильных компаний. Предприятие может также придерживаться определенной последовательности в реализации различных стратегий. Таким образом, в любом случае речь идет о реализации комбинированной стратегии.

Современная концепция стратегического управления предприятием предусматривает при выработке стратегии использование эффективного методического приема – стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования.

Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) отдельные сегменты окружения предприятия, на которые оно имеет выход или которые желает получить. При выделении СЗХ предприятие ориентируется на выявленную потребность в конкретном продукте, возможности собственного производства и имеющихся технологий для выпуска необходимой продукции, тип потребителей, уровень удовлетворения спроса.

Известно несколько моделей оценки будущего состояния СЗХ по определенным параметрам, в том числе:

матрица Бостонской консультативной группы. Строится на основе оценки выбора стратегической позиции в зависимости от роста объема спроса и доли рынка предприятия по сравнению с долей ведущего конкурента;

матрица GeneralElectric-MeKmzyБазируется на двух комплексных параметрах – привлекательности СЗХ для развития бизнеса предприятия и конкурентной позиции предприятия.

Оценка реализации стратегии. Стратегическое управление – процесс непрерывный. Поэтому поставленные для реализации стратегические задачи неоднократно корректируются в связи с появлением новых обстоятельств (изменений). В этой связи важное значение имеет постоянная оценка реализации стратегии, которая осуществляется по следующим направлениям:

-  соответствие текущих целей и задач предприятия выработанной стратегии в целом;

-  оценка выпускаемого продукта с точки зрения соответствия существующим в настоящее время потребностям клиентов;

-  точное определение сегментов рынка и выявление потенциальных рынков;

-  разработка и анализ профиля потребителей продукции данного предприятия;

-  анализ и оценка потенциала стратегических зон хозяйствования;

-  оценка соответствия конкретных тактических шагов ресурсам предприятия в настоящее время;

-  выявление причин отклонения от стратегического направления и осуществление корректировки в случае необходимости.

Таким образом, вся совокупность управленческих процессов в рамках стратегического менеджмента позволяет предприятию добиваться поставленных целей в современных условиях существенных изменений его внешнего окружения и колебаний внутреннего потенциала.

ГЛАВА  10.  УПРАВЛЕНИЕ  МАРКЕТИНГОМ

Управление маркетингомпредставляет собой целенаправленную деятельность руководителей и менеджеров организации по изучению рынка, разработке и продвижению такой продукции, которая наилучшим образом соответствует требованиям потребителей и обеспечивает достижение целей организации.

Управление маркетингом можно разделить на 4 основных направления в соответствии с 4 составляющимитрадиционного комплекса маркетинга: