Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 11

-  определение миссии и целей предприятия;

-  анализ среды (внешней и внутренней);

-  выбор стратегии;

-  реализация стратегии;

-  оценка, контроль и корректировка реализации.

Важной особенностью системы стратегического управления является наличие устойчивой обратной связи и влияние каждого процесса на всю их совокупность.

Определение миссии и целей предприятия как один из процессов стратегического управления требует большой и ответственной работы. Миссия предприятия в концентрированной форме выражает смысл ее существования, ее основное предназначение. Исходя из миссии предприятия, определяются долгосрочные цели его функционирования. В результате становится ясным, к чему стремится данное предприятие. Поэтому, зная миссию, можно выбрать оптимальную стратегию поведения предприятия.

Анализ среды считается исходным этапом собственно стратегического управления. Результаты этого процесса обеспечивают базу для выработки стратегии поведения предприятия. Анализ среды предполагает изучение макроокружения и внутренней среды предприятия.

Внутренняя среда предприятия анализируется, как правило, по следующим направлениям:

-  кадры или человеческие ресурсы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.;

-  производственный процесс, включая технологические, операционные, организационные характеристики, научные исследования и разработки;

-  финансы;

-  маркетинг;

-  организационная культура.

Анализ макроокружения включает изучение влияния таких компонентов внешней среды, как:

-  состояние экономики страны;

-  политические процессы;

-  правовое регулирование;

-  состояние природной среды и ресурсов;

-  научно-технические и технологические разработки;

-  социальные процессы, культура общества и т. п.

Особое место занимает анализ ближайшего окружения потребители, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Для анализа среды в мировой практике широко используется метод SWOT-анализа. Аббревиатура SWOT составлена из первых букв английских слов – Strengths(сильные стороны), Weaknesses(слабые стороны), Opportunities(благоприятные возможности), Threats(угрозы). Данный метод позволяет провести одновременный анализ внешней и внутренней среды предприятия. Методология SWOT заключается в выявлении сильных и слабых сторон предприятия, а также благоприятных возможностей и угроз со стороны внешнего окружения и установлении связей между ними. Обнаруженные связи в дальнейшем используются для формулирования стратегии предприятия.

С учетом конкретной ситуации, в которой находится данное предприятие, составляется список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей.

Сильные стороны могут быть представлены следующими параметрами:

-  наличие достаточных финансовых ресурсов;

-  хорошие конкурентные преимущества по сравнению с другими предприятиями отрасли;

-  компетентность высшего руководства и персонала,

-  хорошая репутация предприятия у потребителей;

-  признанное лидерство предприятия на рынке;

-  наличие собственных технологий высокого класса;

-  преимущества в стоимости и качестве продукции;

-  способность к инновациям,

-  высокая степень адаптивности и т. п.

Слабые стороны предприятия чаще всего включают следующие характеристики:

-  отсутствие четкой стратегии;

-  неустойчивое положение на рынке;

-  наличие устаревшей техники и технологии;

-  низкий уровень рентабельности производства;

-  неудовлетворительный уровень менеджмента;

-  отставание в инновационных процессах;

-  отсутствие достаточного финансирования новых проектов;

-  неудовлетворительный имидж предприятия;

-  узкий ассортимент и низкое качество продукции и т. п.

В числе благоприятных возможностей со стороны внешних факторов обычно выделяют:

-  выход на новые рынки и освоение новых рыночных сегментов;