Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 10

Для стратегического управления характерно, что важнейшей задачей является желаемое состояние предприятия в будущем. Именно при таком подходе вырабатывается способность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешнего окружения, что позволяет достигать желаемых целей в будущем.

Второе. При нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов npeдnpиятия. В этом случае возможно лишь определить, какими будут объем производства и величина издержек. Подобный подход не позволяет оценить, насколько созданный продукт востребован и будет принят рынком.

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые необходимо учитывать в практике менеджмента:

-  во-первых, стратегическое управление не может дать точную и детальную картину будущего. Формируемая в процессе стратегического управления картина будущего желаемого состояния предприятия – это не детальное описание параметров его внутреннего и внешнего положения, а качественная характеристика позиции предприятия на рынке и в бизнесе;

-  во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к простому набору рутинных процедур и схем. Его следует рассматривать как определенную философию и идеологию бизнеса и менеджмента. Каждый менеджер понимает и реализует стратегическое управление со значительной степенью индивидуальности. Стратегическое управление не имеет описательной теории, которая определяет, что и как делать при решении конкретных задач в конкретных ситуациях. И хотя существуют общие рекомендации, правила, логические схемы анализа проблем, выбора и реализации стратегии, в целом стратегический менеджмент представляет собой симбиоз интуиции и искусства высшего руководства направлять предприятие к стратегическим целям;

-  в-третьих, для осуществления процесса стратегического управления требуются значительные затраты времени и ресурсов. Прежде всего, необходимо осуществление стратегического планирования, которое в корне отличается от разработки долгосрочных планов. Стратегический план должен быть гибким, реагировать на изменения внутри и вне предприятия. С этой целью должны быть созданы специальные службы для анализа внешней среды и обеспечения связи предприятия с ней. Как правило, это службы маркетинга, паблик рилейшн (связи с общественностью) и т. п. При осуществлении стратегического планирования и управления эти службы приобретают исключительную значимость;

-  в-четвертых, ошибки в стратегическом планировании и управлении имеют гораздо более серьезные и негативные последствия для деятельности предприятия по сравнению с ошибками текущего управления. Например, неожиданно возникают новые возможности для бизнеса или исчезают существовавшие многие годы источники ресурсов. В этих условиях в сжатые сроки необходимо кардинально изменить направления инвестиционных вложений, создать принципиально новые продукты. При этом ценой расплаты за ошибки стратегического выбора может стать банкротство предприятия. Особенно трагическими становятся последствия ошибок в стратегическом управлении для предприятий, осуществляющих безальтернативную деятельность или реализующих не поддающуюся принципиальной корректировке стратегию;

-  в-пятых, при осуществлении стратегического управления основной упор часто делается на стратегическое планирование. На самом деле наиболее важной составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана, которая, в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на планирование. Поэтому предприятие не сможет осуществлять эффективное стратегическое управление, если у него создана только подсистема стратегического планирования и не предусмотрено создание подсистемы реализации стратегического плана.

9.2  Процесс  стратегического  управления

Стратегическое управление с позиций системного подхода представляет собой динамическую совокупность 5 взаимосвязанных управленческих процессов: