Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 15

обязательства предприятия – создают определенную инерционность в его развитии. В связи с переходом к новым стратегиям невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств. Некоторое время они будут сдерживать или корректировать возможности реализации новой стратегии;

временной фактор – обязательно должен приниматься во внимание при всех вариантах выбора стратегии. Это связано с тем, что все возможные изменения, угрозы и благоприятные условия развития имеют временные рамки. При выборе стратегии важно учитывать продолжительность временных интервалов осуществления конкретных действий по ее реализации.

Определение стратегии для каждого отдельного предприятия во многом зависит от конкретной ситуации, в которой оно находится. Однако существуют и некоторые общие подходы к формулированию стратегии и примерные рамки, в которые вписываются стратегии. Поэтому выбор стратегии конкретного предприятия целесообразно начинать с рассмотрения так называемых эталонных стратегий развития бизнеса.

Эталонные стратегии бизнеса – это наиболее распространенные, проверенные практикой стратегии развития бизнеса. Они отражают 4 различных подхода к развитию предприятия и связаны с изменением следующих компонентов: продукт, рынок, отрасль, положение предприятия внутри отрасли, технология. Каждый из этих 5 компонентов может рассматриваться в двух состояниях: существующее состояние и будущее (новое) состояние.

Первую группу эталонных стратегий составляют стратегии концентрированного роста. Это стратегии, которые связаны с изменением продукта и рынка и не затрагивают при этом три остальных элемента (отрасль, положение предприятия и технологию). Следуя стратегии концентрированного роста, предприятие принимает необходимые меры по улучшению выпускаемого продукта, переходит к производству нового, ищет возможности улучшения своего положения на существующем рынке или начинает осваивать новые рынки.

Конкретными типами стратегий первой группы являются:

стратегия усиления позиции предприятия на рынке. При этом основные действия предприятия направлены на то, чтобы с данным продуктом на конкретном рынке завоевать лучшие позиции. Реализация этой стратегии требует значительных маркетинговых усилий. Одновременно предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами;

стратегия развития рынка. Предприятие осуществляет активный поиск новых рынков для уже освоенного и выпускаемого продукта;

стратегия развития продукта. Задача роста и развития предприятия решается за счет увеличения объема производства нового продукта и его реализации на уже освоенном рынке.

Вторую группу эталонных стратегий составляют стратегии интегрированного роста. Они предполагают расширение предприятия за счет добавления новых структурных составляющих. К данному типу стратегии предприятие обращается в том случае, если оно не может осуществлять стратегию концентрированного роста. Интегрированный рост осуществляется как за счет приобретения собственности других предприятий, так и за счет расширения самого предприятия. При этом в любом случае происходит изменение положения предприятия внутри отрасли.

Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста:

-  стратегию обратной вертикальной интеграции. Рост предприятия происходит за счет усиления контроля над поставщиками. При этом создаются дочерние структуры предприятия по снабжению, приобретаются контрольные пакеты акций предприятий-поставщиков и т. п. Результатом подобной стратегии является снижение зависимости предприятия от поставщиков, колебания цен на комплектующие детали и изделия. Кроме того, обратная вертикальная интеграция может приносить предприятию дополнительные доходы (при обслуживании других предприятий);