Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 6

Объектом бизнес-плана могут выступать:

-  вновь создаваемые или модернизируемые предприятия в сфере материального и нематериального производства;

-  элементы основных производственных фондов;

-  научно-технические разработки;

-  ценные бумаги;

-  права на владения земельными участками и угодьями;

-  права на интеллектуальную собственность, торговые марки, сертификаты и т. п.

Бизнес-план представляет собой компактный документ, который составляется на стадии технико-экономического обоснования проекта. Бизнес-план содержит основные сведения о целях и масштабе проекта, условиях инвестирования, возможном объеме и номенклатуре выпуска продукции, требуемых ресурсах, ожидаемых экономических и финансовых результатах.

Назначение бизнес-плана заключается в том, что этот документ позволяет оценить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции. Он также служит аргументом для переговоров с инвесторами, выполняет рекламные функции по привлечению всех заинтересованных лиц к участию в проекте. Поэтому обоснованный бизнес-план инвестиционного проекта служит не только для принятия определенных решений, он является документом для внешней презентации проекта перед потенциальными партнерами, кредиторами, государственными учреждениями и другими участниками. Бизнес-план часто называют «картой маршрута», которая позволяет найти наиболее удобный и короткий путь к поставленной цели.

Цель составления бизнес-планаполучение максимально полной картины условий реализации инвестиционного проекта с точки зрения целесообразности использования имеющихся ресурсов для выпуска определенной продукции (оказания определенных услуг), предназначенной конкретным потребителям.

При разработке бизнес-плана должны быть учтены интересы всех участников данного проекта. Так, для инициаторов и исполнителей инвестиционного проекта наибольшую важность представляют данные о производственной стратегии предприятия и конкурентоспособности будущей продукции, обоснованные расчеты по достижению наилучших экономических результатов и т. п. В частности, для потенциальных инвесторов и деловых партнеров в первую очередь важны показатели финансовой и экономической эффективности, возможности и сроки окупаемости вложенных в проект средств. Кредиторов интересуют, прежде всего, сроки и условия возврата кредитов.

У всех участников инвестиционного проекта высоки требования к достоверности и информативности данных, содержащихся в бизнес-плане. Поэтому при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта с учетом требований всех возможных участников следует соблюдать определенные принципы:

-  объективность и надежность исходных данных и выходной информации;

-  достаточность и полнота данных для принятия обоснованных решений на всех стадиях разработки и реализации проекта;

-  комплексный и системный подход к анализу всех факторов и условий, влияющих на ход и результаты осуществления проекта;

-  краткость и объективность изложения, отсутствие общих и расплывчатых формулировок;

-  выделение конкретных неоспоримых преимуществ того или иного варианта реализации проекта.

Структура бизнес-плана.Состав и структура бизнес-плана, степень детализации различных разделов зависят от масштаба инвестиционного проекта, его целей и сферы применения. Но, как правило, бизнес-план любого инвестиционного проекта включает следующие основные разделы (укрупненно): титульный лист и резюме; описание сущности проекта; анализ рынка; производственный план; организационный план; финансовый план.

Титульный лист содержит следующую информацию:

-  название и адрес фирмы;

-  имена и адреса учредителей;

-  суть предлагаемого проекта (сфера деятельности, вид продукции или услуг, их специфика или принципиальная новизна, круг потребителей);

-  стоимость и сроки осуществления проекта;

-  ссылку на конфиденциальность и секретность;

-  дату составления бизнес-плана.