Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 16

-  стратегия прямой вертикальной интеграции. В этом случае рост предприятия происходит за счет приобретения или усиления влияния над структурами, находящимися между предприятием-производителем и конечными потребителями. В данном случае предприятие отказывается от услуг посредников и самостоятельно осуществляет процессы распределения, продвижения и реализации продукции. Данный тип стратегии выгоден в том случае, когда посредников становится слишком много, а качество их услуг не удовлетворяет предприятие.

Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются, когда предприятие не может дальше развиваться с данным продуктом на конкретном рынке в рамках данной отрасли.

К основным стратегиям диверсифицированного роста относятся:

-  стратегия центрированной диверсификации. Ее суть заключается в поиске и использовании дополнительных возможностей в рамках существующего бизнеса для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре хозяйственной деятельности предприятия, а новое возникает с учетом вновь открывшихся возможностей уже освоенного рынка, используемой технологии или других сильных сторон предприятия;

-  стратегия горизонтальной диверсификации. Это стратегия поиска возможностей роста предприятия на существующем рынке за счет новой продукции, требующей принципиально новой технологии, в отличие от уже используемой. Важное условие реализации данной стратегии – предварительная оценка предприятием своих возможностей по производству и реализации нового продукта. Как правило, в рамках стратегии горизонтальной диверсификации предприятие ориентируется на производство технологически не связанных продуктов. Однако при выпуске разных продуктов используются одни и те же каналы поставок или новый продукт ориентируется на потребителей основного продукта предприятия;

-  стратегия конгломеративной диверсификации. В данном случае предприятие расширяется за счет производства новых (технологически не связанных с уже выпускаемыми) продуктов, которые реализуются на новых рынках. Эта стратегия является одной из самых сложных для реализации. Ее успешное осуществление зависит не столько от достаточных финансовых ресурсов, сколько от компетентности персонала, который должен правильно выбрать новый продукт для нового рынка.

Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данный тип стратегий реализуется в тех случаях, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике в целом. Реализация таких стратегий зачастую проходит для предприятия достаточно болезненно. Однако следует четко осознавать, что стратегии сокращения являются такими же стратегиями развития предприятия, как и стратегии роста. Кроме того, при определенных обстоятельствах стратегии сокращения являются единственно возможными для сохранения и обновления бизнеса.

Выделяют 4 типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:

ликвидации. Представляет собой крайний случай стратегии сокращения. Данный тип стратегии осуществляется, если предприятие не может вести в дальнейшем существующий бизнес;

"сбора урожая". Предполагает отказ от долгосрочного развития бизнеса в пользу получения максимальных доходов в краткосрочном периоде. Стратегия "сбора урожая" рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении бизнеса до полной ликвидации предприятия получить за весь период сокращения максимальный совокупный доход. При этом предприятие сокращает затраты на закупки, рабочую силу, сворачивает научно-исследовательские программы, (перспективные проекты) и т. п. Основные усилия направляются на распродажу имеющегося продукта и постепенное сокращение производства;