Коммуникации в менеджменте. Оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом, страница 12

-  работа с дополнительными группами целевых потребителей;

-  расширение спектра производимой продукции для удовлетворения более широкого круга потребностей большего числа потребителей;

-  способность предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам и т. п.

Факторы угрозы:

-  приход новых конкурентов;

-  медленный рост рынка;

-  неблагоприятная налоговая политика государства;

-  качественное изменение вкусов и предпочтений потребителей;

-  увеличение объема предложения аналогичной продукции;

-  неблагоприятный инвестиционный климат и сложность привлечения потенциальных инвесторов и т. п.

После того как составлен конкретный список сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей развития бизнеса и угроз, наступает этап установления связей между ними. Для этой цели строится матрица SWOT (табл. 1).

В левой части матрицы выделяются два раздела – сильные и слабые стороны предприятия и перечисляются все выявленные позиции. В верхней части матрицы также выделяются два раздела – возможности и угрозы с перечислением возможных угроз и перспектив развития бизнеса предприятия.

На пересечении этих разделов образуются 4 поля для дальнейшего анализа и исследования:

СИВ – сила и возможности;

СИУ – сила и угрозы;

СЛВ – слабость и возможности;

СЛУ – слабость и угрозы.

Таблица 1

Матрица SWOT

ВОЗМОЖНОСТИ

1.

2.

n

УГРОЗЫ

1.

2.

п

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1.

2.

n

ПОЛЕ "СИВ"

ПОЛЕ "СИУ"

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1.

2.

n

ПОЛЕ "СЛВ"

ПОЛЕ "СЛУ"

Анализ матрицы SWOT показывает, что наиболее благоприятные возможности для существования и функционирования предприятия открывает поле "СИВ". Использование сильных сторон предприятия позволяет получить максимальную отдачу от имеющихся благоприятных возможностей развития бизнеса.

На каждом из этих полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при выработке стратегии предприятия:

-  в отношении тех пар, которые находятся на поле "СИВ", следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон предприятия при реализации появившихся возможностей;

-  для комбинации слабых сторон и появившихся возможностей на поле "СЛВ" стратегия должна быть построена таким образом, чтобы преодолеть слабости предприятия за счет появившихся возможностей;

-  если анализируемые комбинации находятся на поле "СИУ", то стратегия строится на основе использования сильных позиций предприятия для преодоления внешних угроз;

-  наиболее опасным является поле "СЛУ" Для находящихся в данном поле комбинаций должна вырабатываться такая стратегия, которая позволила бы предприятию избавиться от слабых сторон и принять меры для предотвращения нависшей угрозы.

При анализе внешнего окружения и выработке стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность способна превратиться для предприятия в угрозу, если ее сумели использовать конкуренты. И наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть новые благоприятные возможности развития и усилить позиции предприятия.

Для успешного применения метода SWOT-анализа по отношению к окружению предприятия необходимо не только выявить имеющиеся угрозы и возможности, но и оценить их важность и обязательно учитывать при выработке стратегии.

Для оценки имеющихся возможностей развития предприятия применяется также метод позиционирования каждой выявленной возможности с помощью матрицы возможностей (табл 2).

Таблица 2

Матрица возможностей