Проблемы освоения нефтегазовых месторождений западной Сибири (доклады и сообщения научно-технической конференции), страница 30

Законодательство о планировании местности Великобритании может служить примером. Кроме примерной организации плани­рования местности в Великобритании существуют специальные по­становления об охране естественных ресурсов. Например: закон о площадях с зелеными насаждениями, закон об охране природы, закон об охране леса.

В общем методология ОВОС в Великобритании труднообозрима. Существует множество различий в формулировках. Положительным является то, что вся методология Великобритании опирается на че­ловека и его условия жизни, находя поддержку в Акте о здра­воохранении.

Оценка состояния окружающей среды в Японии часто пред­ставляется образцом для других промышленных стран. После робких и не очень эффективных попыток в 50-60 гг. с изданием закона о контроле загрязнений окружающей среды, в 1967 г. был дан старт комплексной методологии Японии. Этой стране удалось создать базис для кодекса по охране окружающей среды, придерживаясь опре­деленной системы. На протяжении одного десятилетия была орга-

84


низована почти закрытая система оценки воздействия на состояние окружающей среды. Эта система была закреплена законом. В основном причиной такого высокого темпа явились значительные катастрофы окружающей среды, происшедшие в 50-60 гг., и чувство ответ­ственности японцев.

В середине 70-х гг. в Японии были изданы общие законы об основах и организации охраны окружающей среды, закреплены законом специальные методы оценки воздуха, воды и почвы, шума и запахов, устранения отходов и химикалий, последствий загрязнений и их очистки. Для Японии характерно базирование методологии ОВОС на общественном мнении. Главный аргумент - одно лишь развитие экономики не является критерием развития. Соответст­вующие поправки были внесены в закон о контроле загрязнений окружающей среды. К этому основному закону под давлением об­щественности очень быстро были изданы специальные законы:

о подавлении шума;

о защите воздуха от загрязнений;

о борьбе с шумовыми повреждениями, вызванными самолетами;

о борьбе с неприятными запахами;

об устранении отходов;

о защите воды от загрязнений;

о борьбе с загрязнением морской воды;

о защите от заражения почвы сельскохозяйственных площадей;

о направлении химикатов для сельского хозяйства;

о проверке химических веществ.

Заметно сильное деление в методологии. Так, например, защита воздуха от загрязнений и защита от шума подразделяются на несколько специальных законов. Еще не существуют единые постановления, охватывающие все области окружающей среды для установок, со­здающих нагрузку на окружающую среду. Однако следует отметить, что в Японии уже до середины 70-х гг. был утвержден закон о защите почвы и о применении химикатов, который позже был принят в большинстве промышленных стран.

85


Оценивая методологии ОВОС развитых стран, можно сделать следующие выводы: методологии различны, исходят из исторического развития и основываются на типичных для разных стран аспектах.

Различают в основном пять моделей:

1)  Всеохватывающее узаконение оценки и норм.

Несмотря на известные усилия, эта модель в промышленных странах еще не осуществлена. Существует пример в Колумбии, но там наблюдаются большие трудности при реализации в жизнь и контроле.

2)  Создание основных условий для решения общей проблемы
окружающей среды, которые сопровождаются особыми указаниями
для оценки. Одним из примеров, как уже отмечалось выше, является
Япония.

3)  Общие инструкции.

Примером этому является голландская методология. Эта ме­тодология оценки основывается на уже существующих постановлениях по секторам и является попыткой объединить общие постановления специальных законов с помощью диаметрального законодательства.

4)  Комбинация общей части различных регулирующих основ
в одном законе. Эта методология утвердилась в законе об охране
окружающей среды в Швейцарии, где различные постановления (с
совершенно разным смыслом) кантонов были объединены.