Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 9

На первых этапах развития чел.большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. На севере люди формировались мужественными в борьбе за существование Ю. более мягкие законы.

Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. Женщины портят нравы, но формируют вкус.

Несколько черт деспотического гос-ва:

1.низкую производственную активность людей

2.тенденцию к наследственности профессий,

3.люди побуждаются к деятельности лишь надеждой на увеличение своих житейских удобств, государь может награждать только деньгами, а не почестями.

6.очень мало заботятся об имуществе, жизни и чести подданных, все тяжбы окан­чиваются тем или другим решением очень быстро.

На современном этапе определяющим является полит. фактор. Различает монархические(принцип-честь), республиканские, деспотические(страх) гос-ва.

Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: зак., исп., суд. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Судебная власть должна принадлежать тоже народу.

№30.утопический социализм во Франции

Жан Мелье (1764-1829).Труд – «Завещание». Необходимо восстание. Новая власть должна ликвидировать частную собственность, т.к. это источник зла в обществе. Собственность должна быть общественной, все должны заниматься общественно полезным трудом=>  все счастливы, т.к. обеспечены. Люди должны жить роскошно, руководить должны мудрые, воодушевлённые идеей общего блага.

Морелли. Главный труд – «Кодекс природы или истинный дух её законов».

Он видит идеальное гос-во: гос-во/провинция/город/триба/семья. Каждый член семейства, достигший 50 лет становится полноправным членом частного сената (сената города). Все частные сенаты формировали верховный сенат, ежегодно обновляемый. Сам верховный сенат должен управлять страной в порядке разумного надзора. Иерархия начальников: глава гос-ва/провинции/города/начальник трибы. Начальники не выбирались, каждый мог стать начальником, т.к процедура выборов нарушает принцип равенства. Основой правопорядка является диктатура закона, закон устанавливала мораль, философию и планы на бедующее.

Габриэль де Мабли (1709-1785гг.). Природа создала людей равными, чтобы соответствовать этому изначальному состоянию следует принять несколько законов: против роскоши (на мебель, жилище, слуг и одежду); о равномерном распределении наследства; об отказе гос-ва в каком-либо правительстве, торговле и купечестве; об ограничении владений (земля собственность недвижимость). Политическое устройство – народная республика высший орган – нац.ассамблея, избираемая всем народом. Исполн. органы (магистраты) избираются. Монарх если присутствует, то выполняет декоративные символические функции.

Гракх Бабев – первый в истории коммунист, лидер революционного кружка. Идея власти – народное гос-во, в котором народное правление должно и может обеспечить зажиточность и счастье каждого человека, нерушимое благоденствие всех членов общ-ва – достижение этого возможно через революционный захват власти и передачу ее в руки временного революционного правительства из наиболее преданных и мудрых революционеров. Основной идеологией считается доктрина плебейства.

№31. Политические идеи Ж.Ж. Руссо.

«Об общественном договоре или принципы политического права», «Рассуждение о происхождении основания неравенства между людьми».

1)Говорит, что сначала человек находился в естественном состоянии. В этот период частной собственности и социального нер-ва не было, лишь физическое нер-во. Нер-во возникло в процессе совершенствования орудий труда и частной собственности. Люди, обманутые богатыми поступились своей естественной свободой и создали гос-во путем заключения общественного договора. Нер-во развивается вместе с обществом. 1)Первой ступенью нер-ва было установление имущественного нер-ва и права частной собственности. 2)Второй- установление гос-венной власти, т.е. полит.нер-во 3) когда начинается деспотия. Руссо пытается найти такую форму гос-ва (общества), которая охраняла и защищала бы личность, в котором чел-к оставался таким же, свободным, как и раньше. Свобода и рав-во – высшие блага людей.

2)В рез-те общ.договора вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Таким образом, суверенитет принадлежит народу. Суверенитет не может быть передан частному лицу.

3) Руссо говорит о неприемлемости народного представительства, он выражает идею прямого народоправства. Но допускает все-таки возможность народного представительства для стран с большой территорией, но здесь депутаты – это слуги народа (из закона только ч/з референдум).

4)Защищает мелкую частную собственность.

5)Руссо различает зак.( у народа) и исп.(прав-во) власть. Симпатии свои Руссо отдает республики. Лучшая форма правления, при которой должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти со стороны правительства предлагает проводить периодические народные собрания, перед которыми правительство обязано отчитываться. Если гос-во возникло в результате договора, то люди вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления.

Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей.

№32. Политические учения в России в первой половине XVIII в.