Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 6

 «Государь», где раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифициро­ванного в нем (т, е. в правителе) самого государства.

1)Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государст­вах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот».

2)Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано ее прославление и возвеличивание. Самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой — доминирую­щий интерес государственности.

3)Гос-во включаетв себя государяи егоминистров, чиновников,советников, прочихдр. Этому аппарату принадлежит публичная вл. Государь не должен допускатьтого,чтобы полит.власть в стране находилась еще в чьих-то руках.

4)Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, чтовсе в государстве определя­ется лишьего собственным усмотрением.

5)Народ- не носитель, источникверховной власти. Ему надлежит быть пассивноймассой.

6)Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной  власти. Люди в состоянии смириться с утратойсвободы, престижа, власти (влияния),но не простят потерю имущества.

Завоевывать расположение народа —  задача государя.  2способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю.Второй — страх перед ним. Лучшевсего, когда одновременно. Но если выбирать, то страх надежнее. Правитель, чтобы заставитьсвоих подданныхбезропотно повиноваться ему, не должен пренебре­гать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допус­тима не только в военное, но и в мирное время. Государи находятся вне юрисдикции суда.

№22. Утопический социализм Мора, Мюнцера, Кампанеллы.

Утопический социализм отрицает буржуазный строй. Представители Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Мюнцера. Они выражали интересы угнетенных масс. Отрицали общ-ый строй основанный на ч/с, выступали за общность им-ва.

Т. Мор- «Утопия». В этом произ-ии подвержен критике строй существующий в Англии, он говорит, что монархии беспощадно угнетают подданных. Значительное место в «Утопии» занимает описание полит.строя будущего, критика «кровавого» зак-ва, правосудия  Англии (т.к. все существующие законы защищают инт-сы богачей). Ч/с- это источник всех бедствий в гос-ве.  В книге нарисовано общ-во без ч/с, где установлено равенство. Мор понимает коммунизм как равенство пр-ва. Труд здесь носит обязательный хар-р. Идеальное полит.устройство- демократия. Все должностные лица избираются народом, отчеты перед ним. Важные?обсуждаются всем народом. Обязанность гос-ва - организовать пр-во и распределение. Задача- борьба с преступностью, обеспечение мира. Должностные лица- слуги народа (избираются вместе с сенатом на 1 г.). Глава гос-ва - выборное лицо (князь) с президентскими фун-ми. Законов в гос-ве мало, т.к. население с высокими нравственными кач-ми. Заслуга Мора - соединил идеи и демократии и св. развития личности с идеей ликвидации ч/с. Есть и «-»: сохранение рабства, это утопия.

Т. Кампанелла- «Город солнца»  (Г.С.). Гл. зло-ч/с., идеальный соц.-полит. строй- это строй, основанный на общности соб-ти. Каждый в Г.С. обязан трудится поэтому раб.день =4 ч. Потребление и пр-во носят общественный хар-р (общая соб-ть и на одежду, личный быт). Большое значение уделяется науке и технике. В Г.С. муж.=жен., демократическая организация гос. вл. Глава гос-ва первосвященник (самый мудрый и образованный) -«Солнце»-светский и дух. глава. Ему помогают: Мощь (?войны и мира), Мудрость (? Ремесла, св. искусства, учебы), Любовь (брачные отношения, воспитание, врачесвания и посевы и т.д.). Распределение должностей по способностям и личным кач-м. Большой Совет (все муж.  с 20л.)- ? контроля за должностными лицами. Идеальное гос-во на основе разума и опыта. «-» смешивал право и нравственность, не смог порвать с религиозной идеологией.

№23. Политико-правовые учения в России в XV-XVIвв.

 «нестяжательство». За отторжение земель от церкви, за ее невмешательство в жизнь гос-ва. Иосифляне(стяжатели)  -наоборот. Но цель у них одна- улучшение орг-ции церкви.

Нестяжатели - Нил Сорский. Идеал – общинное устройство. Главный принцип в житии – умение довольствоваться плодами своего труда. Нет ЧС. Нет насилия над своб.человеком. Законные способы происхождения власти: наследственное восприятие престола и занятие его выборным путем. Царь обязан господствовать над своими страстями не давать волю порокам (славолюбие). Феодосий Косой (вывод) – идеал – община, основанная на общей собственности, в которой все члены одинаково равны. Главное для священнослужителей духовная сторона. Церковь не должна уделять много внимания для накопления богатств.

ИосифлянеИосиф Волоцкий – учение о власти. У власти божеств.происхождение. цели: возвеличить властвующую персону и доказать необходимость безоговорочного подчинения ее авторитету. Церковь должна стать сильным институтом, она должна накапливать богатства.

Филофей – был иосифляеином по своей идеологической направленности. Царская власть имеет божественное происхождение- царь поставлен от бога. Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. Сохранившая верность православию, Россия непобедима. Теория Филофея «Москва – третий Рим». Величие и славу России он сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, к.в глазах всех расских считалась великим гос-ом.

Иван Семенович Пересветов (служилый дворянин). Единодержавие как наилучшая форма го-венной власти и гос-венного устройства. Необходимость создания общегосударственной казны, призванной заменить наместнический порядок собирания и распределения доходов. Суд совершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику.