Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 2

Если народ беднеет, то благополучие государя прекратится. Если подданные согрешат, то вина падает на государя. Если возвышать людей честных и преграждать путь нечестным, то нечестные станут честными.

Не делай ничего другим чего не хочешь себе.

№8 – политическая доктрина в древнеиндийском трактате «Артхашастра»

Предназначался специально как учебник для наследников, и представлял собой сборник сложившихся в разных научных школах, идей о праве и политике.

"Артхашастра" содержит немало политических советов всем участникам государственного   управления,    объединенных   тем, что счастье царя – в счастии подданных, в пользе подданных – его польза” К числу основных здесь отнесены следующие рекомендации субъектам политических отношений.

1.  Если руководитель деятелен, "то деятельны и  его  под­чиненные. Нужна напряженность в работе.

2.  Правитель должен в совершенстве  овладеть   полит. знаниями,  т.к он не сможет выбрать их массы советов ценный .

3.  Принадлежащую  ему власть нужно применять ко всем одинаково, в соответствии с их поступками.

4.  Политическому   руководителю   следует  бороться с противниками, - привлекая  все силы и средства своих подчиненных, а не часть таких ресурсов.

5.  То, что противник может  отнять силой,  государю над­лежит надо отдать самому из политических соображений.

6.  Советнику   следует гово­рить неприятное  своему начальнику  наедине.    Нужно  так поступать лишь в случае,    если начальник слушает его и соглашается с ним.

7.  Если правитель «имеет пристрастие к охоте, игре, вину или женщинам», то приближенный «должен сообразоваться с его желаниями и хвалить».

8.  Руководитель государства не должен заставлять дожидаться у дверей тех, кто к нему пришел по делам.

№9 Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит
о закономерностях политической организации общества

1.  Кто думает, что он может причинить зло своим ближним и при этом он сам не испытывать зла, тот неразумен».

2.  Политическая организация общества и право – это музыка и ноты.

3.  Согласно учению софиста Крития бога выдумали древние политики для усиления контроля над действиями своих подчинённых, приписав ему роль надзирателя.

Политическое учение Сократа характеризуется теоретическими представлениями о правильном образе жизни человека в государственной организации.

1.  Человек, став правителем государства должен улучшать качество жизни граждан и все делать им во благо.

2.  Сократ говорил, что если государство проигрывает в соревновании с соперниками, то надо взять за образец тех, кому теперь принадлежит первое место, и завести такие же порядки, что у них. Тогда при одинаковом укладе жизни» ваше государство «было бы ничуть не хуже» любого другого, «а при более строгом даже и лучше».

3.  Сократ советовал пренебрегать общественными делами, если можно способствовать их улучшению.

4.  Согласно убеждению Сократа, работающий человек более нравственен, чем праздный. Самые лучшие люди в государстве – те, которые хорошо выполняют свою работу.

5.  Сократ выражал мысль, что функции политического деятеля есть сводничество. Хороший политический деятель не тот, кто разжигает борьбу различных политических партий и фракции, а тот, кто водворяет между ними согласие.

Почти всё содержание политических произведений Демокрита утрачено. Сохранилось лишь несколько небольших отрывков.

Благодаря правопорядку граждане не тратят время на свою защиту, а тратят на обслуживание жизненных потребностей. И могут посвящать себя занятию, которое им наиболее нравится.

№10 – Платон о государстве, праве и политике

Учение Платона о государстве, праве и политике изложено в его работах «Государство», «Законы»:

1.  основа государства – это кооперация людей при разделении труда.

2.  цель гос-ва и законодательства: не сделать кого-то особенно счастливым, а сделать счастливыми всех.

3.  Если ошибется сапожник – страдает один человек, если ошибется правитель страдают все.

4.  необходимые качества правителя: правитель должен страстно стремиться к познанию, быть исключительно любопытным, должен обладать способностью абстрактного мышления.

5.  необходимо всемирно вовлекать в политическую жизнь женщин.

6.  достичь общую пользу можно только с помощью законов.

7.  законодатель не должен пренебрегать мелочами, он врач, которому доверен весь организм.

8.  гражданам необходимо заниматься политическими делами, чтобы они были сами себе хозяевами.

9.  Законы правильные если делают счастливыми тех, кто ими пользуется, предоставляя им все блага.

Есть два рода благ:  одни - человеческие,  другие - божественные ...

Меньший блага - это те, во главе которых стоит здоровье,  затем идет красота,  сила в беге и в остальных телесных движениях, богатство.

Первое же и главенствующее в божественных благ - это разумение. Второе – соответствующее разуму здравое состояние души. Из их смешения с мужеством возникает третье благо - справедливость. Четвертое благо - мужество.

№11 Политическое учение Аристотеля.

1)Гос-во – есть существующая на определенной территории самоуправляющаяся общность людей, которая удовлетворяет все потребности своих членов.

2)Политика- наука, призванная предлагать совокупность средств  для достижения цели гос-ва. Политика по существу выступает в качестве науке о здоровье гос-ва.

3)Цель гос-ва достигается, если гос-венные органы посредством правового регулирования проводят в жизнь распределяющую и уравнивающую справедливость.

Проблема распределяющей справедливости возникает, когда совместный труд ряда людей создал благо, которое следует распределить. Вопрос об уравнивающей справедливости встает при специализации деятельности людей, когда обменивают продукты труда специалисты разных профессий. Обе справедливости следует применять всегда вместе, это делает гос-во правильным.

4)Совершенствованию гос-венному строю способствует реализация в политике ряда теоретических положений: