Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 19

1)Идея  возникла в Др.Греции и Риме( Сократ, Аристотель, Цицерон). Ест.право есть право природы и разума  человека=>справедливо для  всех  гос-в.

2) Теория  больших и малых гос-в.

3) Фома Аквинский.

4) теория сложилась в 17-18 веке.  (Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье- период разложения феод-зма и  великих  бурж.революций.). Осн.задача законодаетля –открыть общие законы.

5)В России- под отмену креп.права.

6) основные принципы- прирожденные, неотчужд.права человека (свобода, равенство, семья).

7) ИЕРИНГ, ШТАМЛЕР: у каждого гос-ва свои особенные  черты.

8) ДИККЕНСОН: каждый правоприменитель имеет  свободу  выбора  источника права .

9) совр.теория  естеств.права: *общие нормы  *нормы совокупности гос-в  * инд.нормы. Часто исп-ся в револ.идеях..

№69. Позитивистские теории права ХХ века.

1) Общеобяз. соц. нормы- система специфич. предписаний должного, адресованного пол. орг-цией всем ее субъектам.

2)Озабочены достижением согласованности юр.норм, без чего немыслимо единство гос.политики.

3)Прав. нормы – правила решений общеполитийных управляющих органов, образцы поведения всех интегрированных в пол. орг-ию О-ва индивидов. Прав. нормы для  ’’плохого человека’’ – это угрозы, кот. идут со стороны рук-ва.

4) Позитивистская доктрина отрицает теорию естеств. права. Право – продукт гос. воли, суверенной власти.

5) Требует принимать действующее право таким, какое оно есть, а не должно быть. Формула –  «закон есть закон».

6) Государство – логическое следствие права, его продолжение.

№70. Теория разделения властей.

Идея разделения властей нечалась от идеи разделения труда.

Д.Локк – основопложник «власть должна разделиться между зак и исп».

Монтескье 18век «власть должна разделиться на зак, суд, исп».

Джефферсон (США) автор статей Федералист добавит в ТРВ необходимость системы сдержек и противовесов.

В 19веке ТРВ легли в основу европейской конституции.

В Англии зародилась идея парламентаризма (форма устройства гос.вл.где существует разделение вл.,но парламенту принадлежит ведущая роль)МИЛЬ.

Практика разделения вл.может реализовывоться разными способами.(выражается в форме правления):Президентская, полупрезид., парламентская республики, дуалистическая, парламентарная монархии.

Кроме 3х ветвей власти выделяют гражданскую власть.

Некоторые выделяют 5 ветвей вл.: зак, суд, исп, президентскую, контрольную.

Чиркин выделяет несколько признаков ветвей вл.:1)наличие собственной сферы регулирования общественных отношений, специфической функцией гос.упр. 2)наличие собственного аппората,т.е органов, учреждений, чиновников. 3)самостоятельность, неподчиненность другим ветвям власти.

Концепции неприятия принципа разделения вл:

Абсолютизм монархической власти, т.е если в стране существует абсолютная монархия, то попытки разделения властей не получатся.

Авторитарный и тоталитарный режимы (единоличная диктатура не подразумевает разделение вл.).

Концепция народного суверенитета, т.е вл.пренадлежит народу, она едина и неделима.РУССО

Коц.демократического централизма. Вся полнота власти сосредоточина в едином центральном органе народного представительства. Таким орг.стали советы депутатов. ТРВ закреплено в конст.РФ

№71. Социологические концепции права ХХ века.

1) прав. нормы -явление челов. мышления в макс. пол. орг-ции, т.е. правила специфич. совместной деятельности.

2) Социолог.подход связан  с постижением становления и реализации общеобязательных правил поведения в сознании людей. Для всестороннего познания права важно фокусировать внимание не только на его собсв. системе, но и на праве в системе обществ. отношений. Поле исследования – вся совокуп. общ.отношений  в полит. теле, право кот. он собирается постичь.

3) К социолог. направлению относится историч. школа , кот. имела консерват. хар-ер.  Юридико-социолог. школы нач. ХХ века (Муромцев.Эрлих…) требовали актив. деятельности законодателя. 3 концепции юридико-социологического направления: 1)ключев. понятие – правоотношение. 2) Правосознание. Право – порождение индивид. сознания или коллектив. представлений, кот. преобладают в обществе (психолог. теория Петражицкого). 3) Правовой плюрализм . Гос-во не может и не должно  охватить  все живое право, кот. действуют в обществе. У гос-ва нет монополии на право.

№72 Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии.

Выделяют 2 этапа развития «учений» о правовом государстве:

1 этап – с древнейших времен и до середины ХХ века. Основная идея – ограничение государство законом.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании.

Европейский ученый Нового времени К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах. А когда Дж. Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой пит политической системы, где реальным было уважение к суду, и действовала определенная система сдержек и противовесов во властных отношениях

Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод гр-н получили в работах Ш. Монтескье

2 этап – это уже 2 половина ХХ века. Здесь происходит «возрождение» идей о правовом государстве.

Ученые видят этому две предпосылки:

А. Вторая Мировая Война, которая потрясла мир, показав его хрупкость и нестабильность.

В. Трагедии, случившиеся в 1945г. – Хиросима и Нагасаки, - которая еще раз показала непрочность мира, ввергая тем самым людей в ужас.

Лишь после этих трагичных событий в обществе вновь воспылали идеи о «правовом государстве», заставляя задуматься: каждый ли закон есть правовой закон?!

Отвечая на этот вопрос, ученые особо отметили, что закон станет правовым лишь тогда, когда он ФАКТИЧЕСКИ обозначает свободу людей и неприкосновенность личности и т.п.

Следующие признаки:

-Верховенство права (правового закона)

-Юридически закрепленный приоритет прав и свобод человека

- Взаимная ответственность государства и человека

-Наличие эффективного механизма защиты прав и свобод (т.е. судебная защита).