Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 10

Прокоповичуделял большое внимание политической и правовой проблематике.1) Образованию гос-ва предшествует естественное состояние. В естественном состоянии люди опаснее хищников. Движимые разумом и божественным промыслом, люди решают выйти из этого состояния — разрозненные семьи объединяются и образуют «гражданский союз». Вслед за этим они соглашаются на установление верховной власти. С будущим государем заключается договор, они не имеют права его расторгнуть. 2)Он различал несколько «образов высочайшего прав-ва» — демократию, аристократию и монархию+смешанные. Ф. Прокопович резко критикует аристократию и демократию. Аристократия приводит к разногласиям в среде правящих. Еще хуже демократия, т.к. мятежи и смуты (+ может существовать только в малых гос-ах). Монархии разделяет на ограниченные и неограниченные. Лучшим «образом правления» яв­ляется неограниченная монархия. 3)Он решительно от­вергает притязания церкви на превосходство перед свет­ской властью.

Идеологом «просвещенной монархии» был В.Н. Татищев, им была разработана оригинальная

1)Человек являет­ся существом вольным. Для пользы человека оказалось необходимым на­ложить на него «узду неволи». различает узду «по природе»(родители, узду «по своей воле»(холопы, слуги) и узду «по при­нуждению».

2)вопрос о формах правления. =Аристотелю(3правильных/«порядочных», и 3неправильных+смешанные). Выбор лучшей формы для каж­дой страны зависит от обстоятельств. Лучшей формой для России он считал монархию. Мыслитель убеждал, что в России невоз­можны ни демократия(большая тер.), ни аристократия(ист.опыт).

3)Монарх по­добен господину в своем доме-гос-ве он предлагал соз­дать при императрице совещательный совет и «нижний совет». Выборы в эти органы должны были проводиться узким кругом должностных лиц и утверждаться императрицей.

И. Т. Посошков(идеи нарожд.буржуазии).1)Он последовательно проводит идею «общего блага», которое должен обеспечить абсо­лютный монарх. Стране нужна сильная централизованная власть, способная твердо проводить политику «общего блага», примирять враждующие об­щественные силы. Власть царя=власти бо­га.2)Предлагает четко определить права каждого сословия и его обязанности перед гос-ом. 3)Важным гос. органом он считал «особливую канцелярию(глава- генералпрокурор)4).Чтобы установить «правый суд», он предлагает устрашать судей.

№33. Иммануил Кант

Иммануил Кант (1724-1804). Приверженец либерального направления( +Гегель). Последователь Руссо( Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права))..

Он говорил, что форма гос-во может быть либо автократической, либо демократической, либо аристократической. Самая простая автократическая(отношения короля к народу). Аристократическая – отношения знатных между собой в кач-ве законодателей(их цель быть сувереном), а затем отношения суверенов к народу. Самая сложная демократическая: она сначала должна объединить волю всех (образовать народ), затем объединить волю граждан, а лишь потом во главе образованной общности поставить суверена. (наилучшая форма пр. – автократическая, однако и наиболее опасная т.к легко может перерасти в деспотию).

Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон». Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (основная её задача – защита собственности). По мнению Канта, зак.вл.может принадлежать только объединенной воле народа. Законодатель не может одновременно быть правителем т.к.правитель подчиняется закону – суверену. Суверен может лишить его власти, снять его или же преобразовать его правление. Ни законодатель, ни правитель не может заниматься судом. Все это позволяет сказать, что3ветви власти: во-первых, координируют между собой(доп.др.др),во-вторых, они подчиняются др.др. =>все3ветви вл.призваны помогать др.др.,но ни1не может узурпировать функции другой. Источник установления законов – ограниченный круг людей. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо чел-ва – мир.

№34.Политические учения в России в 2ой п 18в.

Семён Десницкий (1740-1789). Русский учёный, юрист, профессор права. Считал, что юристу надо знать 4 науки: философию, естественное право, римское право, отечественное право. Стоял на позиции естественной школы права. Труды – «Проект гос-енного преобразования», «Представление об учреждении зак-ой, судительной и наказательной власти в Российской империи».

Предлагал преобразовать из абсолютной в конституционную монархию, с выборным царём (избирал Сенат). По структуре представительный орган должен быть однопалатным, состоять из600-800лиц. Избирать туда не по сословному принципу, а по имущественному цензу(на 5 лет). Без жалования. Государственный строй подразумевал не три власти, а четыре: 1)зак.– у монарха с Сенатом; 2)судительная – у судебных органов, несменяемых и независимых; 3)наказательная – у местной административной власти; 4)гражданская – самоуправление (власть выборная) в Москве, С.-Пб. И губернских городах. Основания властвования одних над другими: а) телесные качества б) хитрость, проворство, предвидение, прозорливость; в) превосходство, богатство. Цель государства – обеспечение природных неотъемлемых прав человека. Он стоял за постепенное изживание крепостничества.

Ему принадлежит концепция происхождения гос-ва и права, состоящая из4-х ступеней:1)охота и собирание: отсутствие частной собственности, семьи; 2)скот-во: появляется стремление иметь много жён;3)земледелие: нежелание разделить собственность между наслед-ми;4)коммерческое состояние: собственность получает полное развитие, происходит развитие гос-ва. Это порождает феодальное правление.