Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 8

Нила Сорского (1433-1508 Основатель доктрины нестяжания). Его концепция во многом совпадает с положени­ямй школы естественного права. Идеалом является общинное устройство. Наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Но главный принцип жизни пустынножительствующих монахов заключается в умении довольствоваться плодами. Он полагает, что накопление богатств нельзя оправдать даже «благими целями». Проповедует аскетизм. Категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека.

Учение Нила было развито его учеником и последователем Вассианом Патрикеевым, к выступил с защитой интересов черносошных крестьян, страдавших от монастырской земель­ной экспансии.

Основные положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком. К законным способам происхождения власти огносит не только наследственное восприятие престола, но и заятие его выборным путем, что в выборах должны участвовать не только бояре и дворяне, но и «простейшие».

Крайние выводы из нестяжательской доктрины были сдела­ны Феодосием Косым. Он порывает   не только c церковью, но и выступает c критикой ряда догматов вероучения и почти полностью отрицает обрядовую технику. Социаль­ное освобождение человека он связывал c полным уничтожени­ем форм подчинения и церкви и государству. Его идеалом является община, основанная на общей собственности, в которой все члены одина­ково равны и называются чадами и духовными братьями.

Иосиф первый в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется c нарушением предъявляемых к ней требований. Он придерживается традиционных взглядов в определении сущности власти, но предлагает отде­лить представление o власти как o божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом - главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, ос­таваясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ. Поэтому не всегда следует повиноваться царю или князю.

№27. Основы теории государства и права Т.Гоббса.

Гоббс – выдающийся английский политолог 17в. Его произведения: « Левиафан», «о гражданине». Самая большая сила- сила объединения людей, которая перенесена на одну личность, пользующуюся всеми этими силами по своей воле. В основе гос-ва лежат нормы естеств.права, которые гарантируют гармоничное функционирование гос.организации как целого (может быть выражено в виде)=> «Не делай другому того, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Он говорил, что хороший закон – это тот, который необходим для блага народа и одновременно общепонятен. Он выделял 3 формы государства: монархия, аристократия, демократия. Так же он говорил, что суверен имеет право на все, ограничением является только соблюдение норм естественного права. По убеждению Гоббса, государство является сильным если, подданные суверена бесприкословно повинуются его приказам. Если у суверена мало власти, «неутолимая жажда расширения владений государства, влекущая к потерям в войнах, который трудностям ассимилирования завоеванных территорий..», «подражение соседним народам», свобода высказывания против верховной власти. Он говорил, что наиболее пригодными являются те советники, которые меньше всего могут надеяться на получение выгоды от плохого совета и которые наиболее сведуще в вопросах, имеющих отношения к миру и защите государства.

№28. Джон Локк о политической организации общества и правления.

Д.Локк – известный английский политолог XVII.Его знаменитая работа- «Два трактата о правлении».

1.Политическая организация находится там, где общество устанавливает постоянные правила и с помощью людей, получивших от общества полномочия проводить в жизнь эти правила, разрешает все разногласия и наказывает преступления, совершенные против общества с помощью средств, установленных законом.

2.Политической властью должен обладать народ, так как государство благоденствует, только если населяющее его сообщество сохраняет верховную власть. Сохранение народовластия достигается: а)Гос. Аппарат должен управлять посредством опубликованных установленных законов б)Эти законы должны предназначаться для блага народа. в)Законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому – либо другому или передоверять ее, кроме как тем, кому ее доверил народ. г)У народа остается верховная власть устранять или заменять законодательный орган.

3.Лучшее средство против силы произвола – противодействовать ей силой же.

4. Для реализации целей гос-ва численности жителей более важна, чем обширность владений.

5.Справедливость дает каждому человеку право собственности на продукт его честного труда и благие приобретения его предков, перешедшие к нему по наследству. => портится часть.

6.Власть должностного лица – действовать ради общественного блага, не опираясь на предписания закона, а иногда даже вопреки ему. Поскольку благо народа – высший закон.

№29. Монтескье о государстве и праве.

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств. Труды – «О духе законов», «Персидские письма».

Содержание закона должно быть сжатым; Закон должен быть изложен на доступном языке; Законодательные нормы не должны содержать в себе формально-логических противоречий; Необходимо, "чтобы слова закона вызывали у  всех людей одни и те же понятия; Законы не должны вдаваться в тонкости; они предназначаются для людей посредственных и содержат в себе здравые понятия. "не следует делать изменений в законе без достаточного к тому основания.

В государс­тве, чтобы пользоваться" политической "свободой, надо, чтобы  каждый мог говорить то, что он думает; 'для"того,  чтобы "сохранить  политическую "свободу, опять-таки надо, чтобы каждый мог говорить то, что он думает".