Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 15

№47. Политическое учение Иеринга (реалистическая школа)

Иеринг (1818-1892). Создатель теории, которую назвал реалистической.

1)Право – результат борьбы, оно возникает, развивается и осуществляется в борьбе.

2)И. определяет право в различных аспектах. *Право –совокупность действующих в гос-ве принудительных норм. *Право – совокупность жизненных условий общ-ва, обеспечиваемых гос-енным принуждением.*Право – защищаемый -енный интерес индивида. В такой трактовке И. усматривает реалистический подход к праву.

3) о гос.власти и анархии(наихудшая, люди выберут любого, кто против)

4) о главенстве гос.органов перед др: только гос.органы могут применять физ.принуждение.

5) о соблюдении законов: граждане- потому что боятся кары прав-ва.

6) о гос.службе: принадлежность к гос-ву дает большой почет. Иногда гос-во засталяет нести гос.слубжу( армия, работы и т.п.)

7) о невозможности единой прав.системы(=Милль), пример: врач и одно и то же лекарство.

№48. Политические идеи Спенсера

Спенсер (1820-1903). 1)Основатель органической теории гос-ва и права. Гос-во= живому организму. Деньги– кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, прав-во – ноги. 2) Все институты(соц., полит.) – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности. 3) полит.институты, в т.ч. гос-во, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека.4) Исходящие от гос-ва законы основываются на нравственности. Если они лишены её, то могут быть отвергнуты.5) 2 типа гос-ва: *примитивные (военные, хищнические),цель- война, деспот.режим; *высшие (индустриальные). Цель- благо индивида.

По словам Спенсера политически организованное общ-во как целое не может содействовать развитию мало одарённых индивидов. Выигрывают в борьбе между социальными организмами те, которые предоставляют свободное действие естественному закону, который гласит что благосостояние человека должно изменяться прямо пропорционально успешности затраченных на его усилий.

По его мнению наивысшая форма семейного строя достигается тогда, когда смертность понижается до минимума.

О военном и промышленном типах политически организованного общ-ва. Первые приспособлены для борьбы с окружающими враждебными общ-ми. В промышленных должно быть представительное управление, неограниченная свобода составлять союзы, множество разнообразных верований.

Он рассматривает соц.гос-во на работах Маркса, и Энгельса. как разновидность военного типа общ-ва.

Он утверждал что свойственные воинственному типу общ-ва человеческие нравственные черты порождают различными путями две категории обрядов. одна из них делает возможным сотрудничества враждующих людей, вторая выражает покорность подчинённых лиц начальникам.

№51.концепция соц. иполит.развития Моргана +Энгельс

1)Морган, «Древнее общ-во», предопределили взгляды мыслителей 20 в на историю общ-ва и место в ней политико-юр.явлений.

а) история- эволюция сменяемых друг друга соц.органов.

б) 3 стадии: дикость-варварство-цивилизация.

В) опыт человечества дал 2 типа общ.строя: *соц.орг-ция, основанная на роде и племени *политич.орг-ция. Считал, что даже варварские орг-ции не явл-ся политич., только цивилизация. В будущем соц. несправедливость будет преодолена человеч-вом.

2) к 30м гг. накопленная научная информация заставит ученых пересмотреть концепцию Моргана.

3) ЭНГЕЛЬС: «Происхождение семьи, чс и гос-ва». Соглашается с Морганом, что полит.орг-ция начинается лишь с цив-ции. Другие общ-ва не могли обладать чертами полит.орг-ции: * была публ.власть и е органы(насильств) * авторитет власти на уважении *права= обязанностям * нормы, обычаи *появл-ся классы=>гос-во *эк-ски госп.класс становится политич.госп-щим *чс- помеха для развития.

№52. Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский».

Сущность гос-ва – классовый хар-ер.

Причины: 1)воплощение гос-ва выразилось в антагонизме классов, 2)гос.политика выражает волю господствующего класса..

Типология классовыг гос-в зависит от типов пр-ва – выделяют 4 типа гос-ва. Основой власти господствующего класса является его диктатура.

«Диктатура есть власть основанная на насилии, не связанная никакими законами», Ленин. Следовательно, диктатура класса не имеет ничего общего с принципами демократии.

Смена одного типа гос-ва другим происходит обычно 2мя путями (реформы или революция).

Ленин отдает предпочтение революции. Его программа применительно к России включала 2 этапа

«Минимум» доведение полу буржуазной России до полного капиталистического созревания (путем буржуазно-демократической революции) и внедрение пролетариата в органы новой буржуазной власти (1905-фев1917).

«Максимум» построение принципиально нового социалистического гос-ва путем соц.революции.

Новое социальное гос-во как и все типы гос-ва основаны на диктатуре 1 класса – пролетариата.

А)приступив к управлению гос-вом пролитариат трансформировался в класс чиновников.

Б)не ясно кто становился эксплуатируемым, если весь народ занимался трудовой деятельностью.

В)диктатура пролетариата как любая диктатура допускает насилие и не связана никакими нормами «цель оправдывает средства» где цель гос-ва – создание общества, равенства и труда. Следовательно, к переходу в безгосударственное общество, следовательно, в коммунизм.

№53.М. Вебер о государстве и политике – о понятиях гос-ва и политики

1)государство представляет собой отношения господства людей над людьми.

2)Политическое господство предполагает наличие штаба управления. В зависимости от хар-ра этого штаба все гос-ва можно разделить на 2 типа. А)штаб чиновников является самостоятельным собственником средств управления и поэтому властелин разделяет господство с членами штаба (феодализм). Б) более полное сосредоточение властных полномочий в собственных руках правителя.

3)О подчинении граждан гос-ва его правителям. Причины повиновения: 1) авторитет обычая подчиняться руководителям; 2) полная преданность и доверие, вызываемое наличием качеств вождя у определенного человека.