Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 7

Иван ГрозныйЕдинственное законное основание занятие царского престола -право наследования. Значение царской власти он поднял на недосягаемую высоту. Его совершенно не интересует нравственность царской особы. Царь не может быть преступен по самой своей природе, он бывает только грешен, а наказание греха – прерогативы Высшего суда. Методы и способы реализации власти – употребляет термины «страх» и «гроза».

А.М. Курбский-сторонник сословного представительства в центральных и местных органах власти. Источник власти в гос-ве- божественная воля, а цель  верховной власти –справедливое и милостивое управление державой ко благу всех ее подданных и в праведное разрешении всех дел. Право =справедливости. Смертная казнь -исключительный случай и только по отношению к нераскаявшимся преступникам.

№24. Ж. Боден о государстве и политическом управлении.

XVI век «Шесть книг о государстве».

1)Суверенный государь может издавать законы, обязательные для его подданных в границах гос-ва и за его пределами. Признаки суверенитета: создавать гос. должности и назначать на них конкретных лиц, осуществлять налогообложение, эмиссию денег, а также контроль над экспортном и импортом; объявлять войну и заключать мир и др. Вся совокупность прав, составляющих суверенитет принадлежит тому в гос-ве, кто действительно осуществляет правотворчество, т.е. суверен, и не может быть отчуждена от него без потери им качества суверена.

2)О формах гос-ва. Монархия - один человек обладает суверенитетом, демократия - суверенная власть принадлежит всему народу или большей части его, аристократия - меньшая часть народа располагает суверенитетом. Создавать право - первый признак суверенитета.

3)О численности населения гос-ва. Самая малая гос-венная организация должна объединять 3 семьи по 5 членов в каждой, т.е. 15 человек( уже здесь все признаки гос.орг-ции).

4)«благополучие народа есть единственный непреложный закон». Юр.нормы, противоречащие этому следует изменят.

5)О предотвращении гражданских смут и умиротворения восставшего народа. А)нужно найти врага, которому могут противостоять граждане. Б)успокоить их реальными методами: во-первых, удовлетворить их материальные нужды, дать им продуктов питания бесплатно ибо «голодные животы не имеют ушей». Не жалеть слов и обещаний для успокоения восставших. Если они вооружены, то их может убедить сложить оружие человек из числа восставших, чей авторитет не вызывает сомнения. Если восставшие верующие, то их может успокоить священнослужитель в своём одеянии.

6)Всех в гос-ве (воров, убийц, бродяг, бездельников) для того чтобы излечить гос-во от них надо посылать их на войну.

25. Политическое учение Б.Спинозы.

Голландия, 18 век. «Политический трактат», «Богословско-политический трактат».

1. Все люди образуют некоторое гражданское состояние, это естественно. Гражданское состояние создается наличием какой бы то ни было верховной власти. Тело верховной власти- гос-во, право – душа гос-ва. Воля царя имеет силу закона.

2.Справедливость зависит только от решения верховных властей=> никто не может быть справедливым, если он не живет по общепринятым их решения.

3.Цель государства- общее благо его граждан. Средства для достижения целей гос-ва диктует природа человека. Гос-ву всегда грозит угроза со стороны граждан больше, чем со стороны врагов. Граждане защищают чужие права ради своей выгоды. То же самое верно и в межгос.отношениях, субъектами которых выступает гос-ва. Гос.жизнь должна включать соперничество наиболее влиятельных граждан. Чтобы при чрезвычайной опасности гос-ва никто не смог нарушить законы и вопреки праву объявить кого-либо военным диктатором, без того чтобы другие претенденты не начали спор.

В гос-ве необходимо присутствие разделение высших полномочий по полит.управлению между несколькими структурными подразделениями против злоупотребления правителей.

4.Люди должны жить в обществе где есть право существования многих мнений, чтобы они могли договариться в одном, которое имело бы силу, и чтобы можно было отменить его, если появится лучшее. И чтобы народ мог занять какую-то гос-венную должность, и мог приумножать своё состояние.

№26.Политическая мысль в России в XVII в.

Иван Тимофеев (Семенов) «Временник». М/у 16-17 в. Цари: законные (получ. власть по насл-у, избранные установл. порядком); незаконные (захватчики, самовеничники). захват вл. наказ.Богом. Луч.форм.правл.сосл.-предст.мон., как форма выраж.нар.воли и огранич.власти. Самодержавие – форма гос. устр-ва; самовластие – произвол. незак. способ реализ. власт. полномочий. Плох. власть-свергать. Право: ест. и установл. зак.

Юрий Крижанич «Политика» Власть от Бога. Цель г-ва: достиж. общей пользы.Форм. правл-я: совершенное самовладство-тирания; правл. бояр-олигархия; общевладство-анархия. Царь-философ. нет пр. народа на восстан. Закон-справедл-ть. Царь подчин. совести, а не зак. Говор. о правилах ведения войн.

Симеон Полоцкий «Жезл правления», «Рифмологион». Провещ. абс. мон. на законах. Царь-солнце. Закон-правда. Суд восстан. правду, рав-во перед ним. Нет войнам.

А.Л.Ордин-Нашокин. За предпринимательство. Все ост. как  у Полоцкого+мест. самоупр.

Федор Карпов - публицист и дипломат конца XV - начала XVI в. Со ссылками на Аристотеля доказывает, что «всякий город и всякое царство... управляться должно начальниками, поэтому странам и народам нужны цари и начальники». Воспроизводит и близкую Цицерону классифи­кацию форм государства: республика, монархия. Он утверждал, что все отношения между людьми в обществе должны регулироваться только правовыми нормами. Религиоз­ная мораль не может заменить закон, => отрицает возможность воздействия на поведение граждан при помощи «терпение», которое может иметь место только за монастырскими стенами. Все виды деятельности государства кaк в судебной, так и внесудебной сферах должны осуществляться на основании действующих законов. Категории справедливости и правa совмещены. Следуя Аристотелю, он утверждает, что все законное должно быть обязательно справедливым. Соблюдение законов - не только основа благополучия госу­дарства, но и нравственная база общественной жизни. Беззако­ние связывает c падением нравственности.