Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 3

а)счастливая жизнь гражданина гос-ва складывается из 3-х видов благосостояния: внешнего, физического и нравственного.

Б)деятельность гражданина складывается из труда и досуга, где труд существует для досуга.

В)жизнь гос-ва есть жизнь не для других гос-в, а для себя самого. И жизнь составляющих гос-во лиц, также есть жизнь для себя самих.

Г)все связи граждан в гос-ве базируются на взаимности. Ты гос-ву – гос-во тебе.

Д)гос-во есть такая форма общежития, в которой люди «сошлись вместе, чтобы жить хорошо».

Е)Всю власть отдать достойным, а массе простых граждан предоставить право избирать правительственных лиц и контролировать их.

Ж)в гос-ве в случае разногласий решение должно быть принято и в основу его положено мнение большинства.

З) законы должны быть приспособлены к образу жизни людей, а не гос-венное устройство к законам.

И)лучше будет устроено то гос-во в к. средний класс будет сильнее остальных двух, или ,по крайней мере, одного из них.

№12 – Кснофонт афинский о политическом управлении

Ксенофонт Афинский - видный древнегреческий политолог, один из  учеников Сократа.    Ксенофонт  придерживайся   мнения, что  политическому деятелю нужно  быть  сведущим в науке управления  людьми вообще,  поскольку политическое управление - вид социального   управления   и подчиняется общим закономерностям последнего. Поэтому Ксенофонт сформулировал ряд правил руководства людьми,    следование которым,  по его убеждению,  поможет политическому деятелю добиться успеха.    Основные из   них Ксенофонт изложил в  своей работе  "Киропедия":

1.  Ближайших помощников следует одаривать духовными и материальными благами, искренне интересоваться их жизнью.

2.  В работе правитель должен быть первым в труде и перенесении решений

3.  Своих ближайших помощников руководитель должен сделать более друзьями себе, чем друг-другу.

4.  Правитель должен установить порядок открытого доступа к себе и выслушать каждого (кто заявляет, что видел или слышал что-либо достойное внимания руководителя)..

5.  Для стимулирования посещения совещаний присутствующим следует давать самые легкие и выгодные поручения, а отсутствующим тяжелые.

6.  В качестве помощников нужно брать компетентных специалистов, квалифицированных каждых в своей области, не взирая на национальность, возраст и т.д.

Помощник должен обладать качествами: 1. не дожидаться вызова начальника, а самим к нему приходить, 2. не ограничиваться выполнением приказов, а выполнять еще другие полезные начальнику задачи, 3. всегда довольствоваться тем, что у них есть, не просить ничего лишнего, но оказывать услуги начальнику.

№13 Полибий о закономерностях гос.организации

Идея о формах гос-ва:

Царство (упр.избранного)

Аристократия (упр.меньшинства)

Демократия (упр.по воле большинства) = правильные формы.

Монархия (упр.избранных)

Олигархия (упр.меньшинства)

Олхократия (упр по воле большинства) = не правильная форма пр.

Он говорил, что в истории каждого гос-ва происходит последовательная смена форм правления.

Лучшая форма гос-ва – смешанная.

Причины возвышения римского государства:

1.  сформировался яркий пример смешанной формы

2.  способность римлян лучше других менять свои привычки и заимствовать чужое.

3.  римляне увековечивали славных и достойных людей, тем самым поощряли на гражданские подвиги.

4.  обязанность мужчин для занятия гос.должности совершить не менее 10 подвигов.

5.  для римлян нет ничего постыднее чем поддаться подкупу или обогащаться непристойными средствами.

6.  при отборе кондидатов на гос.должность смотрели как хорошо человек ведет свое дело (хозяйство).

7.  основа жизни римлян религия и богобоязнь.

№14. Эпикурейство и стоицизм как направления политической идеологии.

Эпикурейская политическая доктрина названа по имени её основоположника - известного древнегреческого мыслителя Эпикура.

1)Справедливость - от природы есть договор о полезном  - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда. Кто такие договоры не может заключать, для того нет ничего справедливого и несправедливого.

2)Если закон не на пользу людей, то он несправедлив.

3)У него было 3 требования человеку: 1-е живи незаметно. 2-е освободись от общественного давления ограничившись дружбой достойных людей, 3-е довольствуйся тем, что имеешь

4)Дар обезопасить себя от людей, тот, у кого он есть, может сделать любого другом, а кого не может сделать другом, с тем прекращает общение.

Термин стоицизм происходит от древнегреческого слова «стоя»(сооружение, в котором основоположник стоицизма  Зенон обучал своих учеников (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)). Их полит-е учение резко отличалось от эпикурейцов и требовало от гражданина активного участия в полит-й жизни.:

1) о большом и малом государствах.Сенека: «два гос-ва объемлем мы душою: одно поистине общее, вмещающее богов и людей, и другое, к которому мы приписаны рождением». Марк Аврелий: « мы причастны к какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен гос-ву»..

2)о естественном праве.Всякое малое гос-во – часть большого, любая правовая система малого гос-ва должна соответствовать естественному праву. В правовых системах малых гос-в следует обеспечить главенствующее положение лучших людей.

3) о вечности гос-венной организации. Всё развивается закономерно, таким образом, мы можем предвидеть и будущее (гос-венные перевороты, смена режимов)

4).о благодеяниях как принципе человеческих отношений в гос-ве. Сенека- «Благодеяние – это то, что более всего связывает человеческий род … нужно жить для другого, если хочешь жить для себя… для человека всякое благодеяние есть тот добродетельный поступок, награда которого – в нем самом». Марк Аврелий «ничто не вредит гражданину, что не вредит гос-ву, и ничто не вредит гос-ву, что не вредит закону».

5)о мировоззрении политика. Убеждения политика: а)в гос-ве все, что полезно одному – полезно всем, б) если один делает зло другому, то он этого не понимает.