Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 13

3)Гос-во – есть индивидуальное гос-во, как действительность конкретной свободы. Такое гос-во в своем развитом виде представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей(власть государя, правит. и зак.). Гегель выступает за единство различных властей, критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Суд. власть относит к правительственной.. Зак. Вл.-ЗС является двухпалатным: верхняя палата (по принципу наследственности); а нижняя-  палата депутатов- выборами.

4) Международное право- это долженствование общепринятых принципов во всем мире

№42. политич. И прав.учения в России в 1ой п 19 века.

В царствование Александра 1 сложилась обстановка, способствовавшая появлению реформаторских проектов и их конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований.

М. М. Сперанский(1772-1839). Труды: Свод законов Российской империи (45 томов); пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство; «О постепенности усовершенствования Российского», законы  «о придворных званиях» и «Об экзаменах на чин».

1)отрицал восприятие Бога как верховного законодателя Вселенной;

2)договорная концепция допускается как гипотеза (договор как реализация воли Бога);

3)три ступени развития России: в Средние века – удельщина, в Новое время – абсолютная монархия, период жизни Сперанского – промышленное состояние, требующее конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным;

4)предполагал исключительно эволюционный путь к переменам;

5)мечтал о конституционной монархии;

6)предполагал создание Гос. Совета (состав: лица, назначаемые монархом + лица, избранные по избирательным округам). ГС обладает правом законодат.инициативы, но законы утверждаются только Гос Думой;

7)гарант всех свобод в гос-ве – конституция и основанное на ней разделение властей;

8)к крепостническому праву относился отрицательно. Ограничение крестьянских повинностей, личное освобождение крестьян → возвращение крестьянам «древнего права переходов».

Н. М. Карамзин. Труды: «История гос-ва Российского», «Записка о древней и новой России в её полит. и гражданском отношениях». Издавал «Вестник Европы».

1)тирания – образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы;

2)понятие республики означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общ-ва;

3)идеал – сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному просвещению народов своей страны;

4)против разделения властей;

5)считал, что в преобразовании России важны именно люди, конкретные личности;

6)перестройка гос аппарата должна осуществляться в подготовке грамотных, специально обученных кадров;

7)ослабление прерогатив центральной власти и расширение полномочий власти на местах;

8)опасался революций и серьёзных реформ;

9)гражданские законы должны полностью соответствовать законам естественным;

10)во внешнеполитических отношениях придерживался мирной ориентации;

11)организация армии: сокращение её численности, уничтожение военных поселений, «уменьшение строгости в безделицах».

П. Я Чаадаев. 30-е годы. Труды: «Философские письма».

1)Противникам крепостного права.2) Сторонник европеизации общества на основе самоуправления. 3)отстаивал интересы крестьян. Отмена крепостного права. 4)Он не призывал к революции. 5)Ч. выступал против самодержавия.6)Не видел в народе силы. 7)Воспринимал застойность как «спасительную неподвижность» в эпоху потрясений. 8)Причина отсталости и застойного существования России – отсутствие связи между этапами её истории, а также в отсутствии прогрессивных социальных и культурных традиций. В России мало что знают об идеях «долга, справедливости, права, порядка».

ДЕКАБРИСТЫ. 2 крыла в движении: радикальное (Пестель) и либеральное (Муравьёв). Выступали против самодержавия, крепостничества, за свержение строя путём революции.

Муравьев:1) за конст.монархию 2)имущ.ценз в избир.праве 3) Р-федер.гос-во 4) свобода слова, печати.

Пестель П.И. «Русская правда». Приверженец естественной школы права. 1)С его т.з. крепостного права не должно быть, не должно быть и сословного деления, т.к. это противоречит естественным правам чел-а. 2)Для всех граждан России необходимо установить единые законы и наказание за одни и те же преступления. Для того, чтобы правительство служило народу, необходимо свергнуть самодержавие и установить республику. Для искоренения возможности реставрации монарха предлагал убить царя и истребить всех чинов императорской фамилии. 3)После переворота -диктатура Временного Верховного Правления, которая продлится 10-15 лет. Отвергал конст.монархию, выступал за дем.республику 4)Верховная зак.власть-Вече. 5)Россия должна быть унитарным гос-ом..

№43. развитие теор.представлений об эволюции…

3 подхода к эволюции:

1)Эгоцентрический (др.восток, античность). Эволюции как таковой не существует. Общество живет здесь и сейчас. Народ – это центр вселенной и мир вращается вокруг него. При этом отсутствует критика существующего строя как фактор дальнейшего развития.

2)Линейный. Социальная эволюция это простой, поступательный процесс от низшей к высшей ступени развития.

Признаки: а)эволюция это необратимый процесс; б)невозможно перескакивание из этапа в этап; в)каждый этап прогрессивнее предыдущего (формации).

3)Спиралевидный. Общ-во развивается по спирали, где каждый виток более совершеннее предыдущего (Тойнби).

Процесс эволюции может быть обратным, но только предыдущий этап будет на другом уровне.

Каким представляется полит.орг.общ-ва и права, когда заканчивается эволюция гос.и права:

Гос-во и право это инструменты для обеспечения спокойствия и порядка. Как только будет достигнута главная цель, завершится их развитие.