Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 12

3)Цель законодателя – счастье общ-ва. Есть еще второстепенные цели: безопасность, ср-ва к существованию, довольство и равенство. Также законодателю следует обеспечить соот-ие законов ожиданию народа от закон-ва. Они должны быть изложены в простой форме, соотв-ть естественным ожиданиям, последовательно изложены, должен казаться обязательным для исполнения, необходимо буквальное понимание норм права.

4)Право соб-ти нельзя нарушать. Каждый может свободно распоряжаться тем, что ему принадлежит. Говорил о том, что нельзя считать, что большие состояния приобретены нечестным путем. Возможно лишь 2 случая, когда можно ограничить приобретение соб-ти: а)богатые должны часть своих ср-в отдавать охранительному аппарату, б)необходимо установить налог в пользу бедных.

5)Отриц. относится к коммунистическим замыслам, нет ничего хуже, чем неопределенной общ-ности им-ва, когда оно никому не принадлежит. Богатство народа- это сумма богатств его индивидуумов, коммунизм уменьшает это богатство.

№39. Проблемы государства и прав в трудах великих социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

А.Сен-Симон-француз: мысли:

1.общество закономерно развивается по восходящей линии. Этапы: *теологический, античность и феодализм-власть принадлежит священникам и аристократам; *метофизический - буржуазный строй, власть принадлежит юристам и метафизикам; *позитивный - власть принадлежит ученым и промышленникам.

2.(радикальное преобразование старого строя)Частные меры, которые должны реформировать общ-во: *устранение наследуемой знати, причем везде; *выкуп земель и тех, кто ее не обрабатывает; *облегчение положений крестьян и рабочих; *передача всей вл-ти промышленникам, гл. орган совет промышленников.

3.Началом позитивной стадии индустриализма, технологический процесс подобно фабричному сорганизует все общ-во, и отпадет потребность в политиках и законодателях.

Фурье. Политика и пол. Деят-ость – бесполезное занятие.

Стадии развития человеческого общ-ва, которые он выделял:

1.детство человечества-интенсивное развитие производственных сил.

Буржуазный строй-это завершающий этап человеческого детства, он имеет ряд недостатков: имущественное неравенство; закон на стороне богатых; тирания индивидуальной собственности над массой. Характерным признаком цивилизации является всевластие буржуазной Ч.С.

Предложения по оздоровлению общ-ва: запрягать реальное право на труд; основой общ-ва должны стать производственные кооперативы; равномерно распределялись между собой обязанности и получавших одинаковую плату.

2.главной ценностью является свобода, а не равенство.

Р.Оуэн-англичанин:

Мысли:

Основа права лежит в характеристике человека;

Меры по улучшению характера людей: полная отмена частной собственности; создание наук о формировании характера; гуманное фабричное законодательство; создание общенациональной системы бедных, низших слоев населения; организация образованных, примерных обществ будущего.

Молекула грядущего строя должна стать самообеспечивающаяся комунна, в которой живут допропорядочные,образованные граждане.

№40. Д. Остин о политической организации общества и праве.

Один из основоположников юридического позитивизма.

1)Источником права является суверенная власть, важнейшая гарантия права и самой суверенной власти-привычка большинства к повиновению. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть правовая норма. Нельзя делить законы на справедливые и несправедливые.

2) Норма получает юр.характер, когда обладающий необходимыми властными возможностями и способностями в состоянии предать ей обязывающую силу принуждения. Естественно-правовые элементы Остин решительно отвергал.

3) Он говорил, что право устанавливается для разумных существ другим разумным существом. Право в широком смысле включает в себя богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.

4)Четко разграничивал право и мораль.

5)Гос-во – это такая орг.общ-ва, где одна его часть (подданные) привычно подчиняется другой части (суверену). Суверен – это индивид или коллектив, никому не подчиняющийся. 2 требования к человеч.орг-ции: а)не менее 100 человек б)чтобы большинство подданных находилось в состоянии привычного повиновения суверену.

6)4формы правления: монархия, олигархия, аристократия, демократия.

7) Способствование благу охватываемой политическим обществом части человечества и способствование благу всего человечествадве цели (общая и особенная). Реализация общей цели не будет возможна без учета особенной цели и наоборот.

№41. Г. Гегель о государстве и праве.

«Конституция германии», «Философия духа», «Философия права» и т.д.

1)Основная задача философии права- научное познание гос-ва и права, а не указания на то, какими они должны быть. Понятие права- след.значения: а) право как свобода б) право как определенная ступень и форма свободы в)право как закон. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. 3 основные ступени развития права: 1-е абстрактное право- первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это – право абстрактно свободной личности. В основе этого права лежит свобода отдельного человека. 2-е мораль и абстрактное право3-е конкретное право. В структуре гражданского общ-ва выделяют три сословия: субстанциональное (земледельцы –дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, ремесленники и торговцы), всеобщее сословие, т.е. чиновники.

2)Гос-во -идея разума, свободы и права. Хотя Гегель и признает возможность плохого гос-ва. Эта идея гос-ва применительна лишь к развитым европейским гос-м. Гос-во как идея свободы, как высшее право, как правовое образование, как конституционная монархия – являются взаимосвязанными сторонами единой идеи гос-ва. Концепция правового гос-ва представляет собой синтез полисного правления Античности с доктриной господства права.