Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 11

Козельский Яков (1728-1794).философ.Считал, что надо поощрять не материально, а духовно. Народ может восстать против государя. Преобразования необходимо проводить путём про­свещения общ-ва. Общ-во должно быть основано на добродетели – забота о всеобщей пользе. Это может быть обеспечено только в республике. Власть – право повелителя над общ-ом. Власть должна осу­щест­вляться на праве. Виды права в обществе: натуральное, гражданское, всемирное. Сущность гражданского права – обеспечение пользы всему человечеству. Именно гражданское право, гражданские нормы формируют право людей. Законы должны быть хороши, справедливы. Противопоставляет право закону: принципы права справедливы и неизменны, законы могут быть и несправедливы.

№35. политические воззрения Джефферсона

 «заметки о штате Вирджиния», «Декларация независимости США». В своей работе «Общий обзор прав Британской Америки» обосновывал тезис о необходимости вернуть народу права, полученные по законам природы.

В «заметках о штате Виргиния» высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Надеется, что человечество в ближайшем будущем научиться извлекать пользу из всякого права и власти. Не следует доверять деньги и свободу тем, кто заполняет учреждения зак., исп., суд. властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений.

Он убежден, что в будущем коррупция в этой стране, как и в Англии охватит правительство и распространиться на основную массу народа. Надо остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами.

Дж. относил право на свободу вероисповедания к естественным правам и потому непереуступаемых никакому правительству.

Он твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливости в целом меньше, чем от правящего меньшинства. Он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления гос-вом, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

№36. «статьи федералиста» (Гамильтон, Мэдисон, Джей), агитировавшие народ за принятие конституции.

Аргументация – принятие концепции естественных прав, защита свободы, предпринимательства, коммерческого духа, возможности защиты меньшинства от произвола большинства. «Кто владеет страной, тот ей и правит»,-основной постулат федералистов. Признавалось, что люди изначально поделены на социальные группы. Критерий деления – собственность, неделимая и неотчуждаемая без воли собственника. Общ-во не всегда выражает мнение народа. На первом месте богатство, меньшинство всегда могло заблокировать мнение бедного большинства.

1.  О целях и средствах в политике. Авторы «Федералиста» полагали, что «средства должны соответствовать целям. Лица, от которых ожидают достижения любой цели, должны обладать средствами для ее достижения». «Правит-во гос-ва должно удовл-ять2 требованиям: Ему нужно «быть верным цели, стоящей перед правлением»;Оно обязано «знать, какими средствами этой цели лучше всего достичь».

2.  При «внимательном рассмотрении положения различных властей очевидно, что в правит-ве, где они разделены, судебная власть из-за существа своих функций всегда менее опасна» как источник возможного причинения вреда общенародным интересам, т.к. у этой власти малые возможности для их нарушения.

3.  Деньги «совершенно справедливо считаются костяком полит. структур, обеспечивающим их существование и деятельность, выполнение самых важных функций». За нехваткой этих средств следует одно из двух зол: «систематический грабеж народа вместо приемлемых методов удовлетворения общественных потребностей либо полная атрофия правительства.

4.  На международной арене «ожидать сохранения гармонии между независимыми суверенными образованиями означает игнорировать общий ход дел человеческих, бросать вызов накопленному великому опыту.

№37. историческая школа права

Гуго, Пухта, Савиньи. Развивают тезис Монтескье о том, что в каждом гос-ве свой дух законов. То есть позитивное право возникает как развитие народного духа, которое развивается подобно языку, обогащается, включают в себя новые положения, то есть не зависит от какого-то абстрактного естественного права. Позитивное право – чисто человеческое учреждение, к.. зависит только от условий жизни данного народа и нравственных качеств нации. Рассматривают доводы исходя из эволюции римского права.

Разгромив бездоказательные концепции теории общ. договора, вводят новую существующую величину – народный дух, которая изначально консервативна и не приемлет никаких изменений, обособлена от иностранных гос-в. Сформулировали методологию и понятийный аппарат современной теории права и оказали огромнейшее влияние на развитие политико-правовой мысли в части доказанности и уменьшения априорно существующих величин. Впервые ввели в теорию изучение фактического материала.

№38. Основы полит. теории И. Бентама.

Он разделял концепцию «невидимой руки»:когда рын.системам позволяется функционировать без политич.вмешательства.

Основы теории:

1)Отмечал, что гос-во есть некое фиктивное тело, а его инт-сы-это абстрактное выражение, в то врем. как личный интерес это действительно существующий инт-с. Гос-во сост. из индивидуумов. Нужно принимать во внимание инт-сы всех, а не отдельно взятых личностей. Если нарушаем инт-сы1го можно нарушить и инт-сы др- это практика.

2)Поведение человека делится на а)акты по отношению к себе: Законодатель не имеет морального права вмешиваться в частную жизнь че-ка и он не должен ожидать что получит соверш.согласие с собой благодаря санкции, которую он и налагает. Возможно подвергнуть индивида публичному осуждению;б)акты по отн.к другим: Гос-во призвано напрячь все свои силы, чтобы защищать каждого индивида от вредоносного возд.окружающих.