Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение политического и правового учения. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе. Закономерности политической организации в произведениях Гомера. Социологические концепции права ХХ века. Учения о правовом государстве в истории политико-юридической идеологии, страница 14

Критерии последнего этапа эволюции: 1)идеальное гос-во должно обеспечивать удовлетворение максимальных потребностей людей (чем больше людей удовл.свои потребности, тем ближе гос-во к своему идеалу); 2)обеспечение максимальной свободы граждан; научно-тех и культурный прогресс в общ-ве; 4)поддержания состояния мира и согласия.

Пока самым общепринятым мерилом явл.демократия.

№44. Политические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса  в работах 40 – х гг. XIX в.

40-е годы XIX века. Маркс и Энгельс сформулировали ряд научных положений в частности следующие:

1)Гл.задача коммунистического переустройства общ-ва- уничтожение частной собственности. Гос-во- всеобщий собственник, управляющий общественной собственностью на благо всего общества. Главная задача класса наемных рабочих- отобрать весь капитал у буржуазии и централизовать все орудия производства в руках гос-ва.

2)Капитал концентрируется в руках буржуазии. Неразвитые гос-ва пройдут этот этап неизбежно и «будут скуплены буржуазией с аукциона».

3)Каждый смотрит на другого только как на объект для использования; каждый эксплуатирует другого. Однако при этом получается, что более сильный попирает более слабого.

4)Общие дела граждан  гос-ва и дела этого гос-ва, есть по сути одно и тоже.

5)Надо чтобы люди наслаждались жизнью, а не искали клады. Но не значит, что идеал человеческого существования- жизнь без труда. Ведь «добровольная производительная деятельность является высшим из известных нам наслаждений».

№45. Милль о формах правления.

Д.С.Милль – английский обществовед, классик полит. науки. Теоретические положения:

1)Форма правления должна определяться правящими здесь соц.силами при учете обстоятельств: а)«если народ возмущается казнью, но не негодует на убийство, - то этому народу необходимо правит-во с более широкими полномочиями; б)«различные материальные трудности служат непреодолимой преградой к установлению известных форм правления»; в)В гос-ве «большинство часто подчинено меньшинству», несмотря на то, что на стороне первого «может быть перевес и богатство, и интеллекта»; г)«отличительна черта людей, рожденных рабами, - выполнение только того, что им приказывают, и только тогда, когда приказывают», поэтому для обеспечения быстрого соц.прогресса «народа рабов нужен патриархальный деспотизм или аристократия, вроде сен-симоновского социализма».

2)При представительной форме – допускается гласность и свобода слова всему народу сразу, «полная свобода критики всякого чиновника, всякого действия» чиновника и всякой правительственной меры.

При деспотической форме – некоторые классы лишены возможностей влиять на принятие политических решений, «их интересы лишены обеспечения, данного интересам других.

3)Высшее достоинство» формы правления «заключается в развитии» её учреждениями народа в умственном, нравственном, волевом и практическом отношениях.

4)О представительной форме правления как наилучшей. Если нет безусловной необходимости введения либо представительного, либо деспотического правления, то в гос-ве следует установить именно представительное правление. Т.к человеч.интересы обеспечиваются лучше тогда, когда человек сам заботится о них; представит.правление процветает, если недовольные им люди стремятся его изменить. « прогресс- результат деят-сти недовольных». Предст. правление укрепляет нравственность граждан. Предст. форма правления является средством произвести с помощью умственного развития и честности, нравственных качеств лучших и умнейших людей, непосредственное давление на правительство.

5)Основополагающий принцип предст.правления – то, что «единственная цель, оправдывающая вмешательство отдельных лиц или общ-ва в свободу действий любого человека, есть самозащита», принуждение «может быть справедливо применено» по отношению к человеку только ради «предотвращения вреда для других людей».

6)Обязанность представительного собрания заключается в наблюдении за тем, чтобы люди, решающие указанные вопросы, были наиболее для этого пригодными. В зак.деят-сти, собрание должно выбрать, кому именно предоставить роль подготовки законопроекта. Когда же он будет выработан, собранию следует либо санкционировать его, либо отвергнуть. Обязанность представительного собрания составляют «разговоры и прения».

7)(недостаток интеллектуальных качеств у народных представителей и невежество), - Бороться с указанной опасностью нужно путем развития интеллектуальных и моральных способностей народных масс.

№46. политико-правовые учения народников 60-70е гг.

Основные идейные элементы народничества: -отрицание исторического значения капитализма и стремление недопустить его развития в России –стремление создать социал-ое об-во, как систему общ-енных отношений, основанных на справедливости и коллективизме –убеждение, что лишь в справедливом об-ве существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности –идеализация крестьянской общины и надежда прийти через нее к социализму –критика или даже отрицание государственности, как формы -енного упр-ния.

1)пропагандистское течение: ЛАВРОВ: крест-во не готово к рев-ции *интеллигенция-двигатель общ.прогресса.+Пропаганда. Для прапоганды и орг.народных сил нужно создать партию (Интел.+передовой народ), продолжающую и после революции руководить стр-ом соц-ма. Соц-ское об-во может развиваться только при условии свободы личности, в синтезе ее интересов с интересами коллектива.

2) бунтарское течение: БАКУНИН: главноя несправедливость – соц.нер-во, а носителем этой несправедливости явл.гос-во. Основное ср-во борьбы – рев.бунт. Рев-цию не надо готовит, т.к. в народе бунтарский инстинкт. Г-во- исторически необходимое зло=> уничтожить (пролет.г-во- худшая форма) После народ сам самоорг-ся в федерацию общин.

3) заговорщическое течение: ТКАЧЕВ: крест-во не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социал. об-ва, поэтому нет смысла ни к пропоганде соц-ма, ни в призыве к бунту. рев-ция через заговор интеллигенции *у самодержавия нет соц.опоры=> легко развалить *создать законспирированную партию интеллигенции, которая захватит власть, установит свою диктатуру и будет руководить общ-ом. Для достижения этой цели можно использовать любые методы в т.ч противозаконные и аморальные.