Планирование распорядка дня президентами крупных корпораций. Применение централизованных и децентрализованных процедур планирования, страница 6

2.4.5.1. СОДЕРЖАНИЕДОЛГОСРОЧНЫХ ПЛАНОВ

Содержание долгосрочного плана конкретизирует те провоз­глашенные цели, к достижению которых стремится компания. В Великобритании и США при долгосрочном планировании более важным считается распреде­ление ресурсов, в Японии — принятие решений с учетом долгосрочных про­гнозов (таблица 2.4) [9]. Большое внимание, уделяемое в США и ВеликобриТаблица 2.4

Ключевые направления долгосрочного планирования, ранжированные по степени важности

тании распределению ресурсов, объясняется тем, что компании этих стран более диверсифицированы и продуктовая организационная структура у них более популярна. В таблице 2.5 [9] представлена зависимость наиболее при­оритетных целей долгосрочного планирования от типа компании (диверсифи­цированной или специализированной).

Существует целая иерархия целей и задач, используемых при долгосроч­ном планировании (таблица 2.6) [9]. Приоритет этих целей, как показано в таблице 2.6, существенно отличается для компаний Великобритании, Японии и США также, как и удельный вес отдельных элементов, составляющих со­держание долгосрочных планов (таблица 2.7) [9].

Используемые цели можно разделить, с одной стороны, на базовые и опера­тивные. Базовые цели определяют содержание долгосрочных планов, а оператив­ные — содержание среднесрочных и краткосрочных планов. С другой стороны, цели можно разделить на цели системы и цели участников. Рост продаж, прибы­ли, устойчивости организации — это цели системы. Примерами целей участни­ков являются поддержание занятости и уровня дивидендов и др.


Результаты обследования систем долгосрочного планирования компаний

Японии, США и Великобритании показали, что во всех трех странах объем про-даж, рост, прибыль и доля на рынке считаются наиболее важными целями. Однако имеются некоторые различия. Как видно из таблицы 2.6, объем продаж, рост фирмы и размер прибыли являются более важными для японских корпораций.

И все они представляют собой показатели роста.

Таблица 2.5

Приоритетные цели долгосрочного планирования в зависимости от типа компаний (специализированных или диверсифицированных)

Примечание. Числа обозначают % компаний,использующих данные цели.

Наибольшее распространение в качестве показателей роста имеет объем продаж. Это признанный показатель престижа. И к тому же он отражает количество ресурсов, которое перерабатывает компания. Другие показатели, такие как рыночная стоимость акционерного капитала (или имущество), ба-лансовая стоимость активов и собственный капитал используются для изме-рения роста не столь часто.

Рост важен по следующим причинам. В растущей экономике рост компа-нии необходим для сохранения ее позиций на рынке. Чтобы поддерживать свою относительную конкурентоспособность, компания должна расти по край-неймере такими же темпами, как и экономика в целом.

Рост создает возможности повышения заработной платы, которое под­крепляется естественным ростом продуктивности. Он также увеличивает чис-до рабочих мест и должностей для служебного продвижения.

Ориентированные на рост компании восприимчивы к нововведениям и

нацелены скорее на конкуренцию, чем на протекционизм. Они энергично вкла-

дывают средства в расширение производственных мощностей, не особенно

заботясь об источниках этих средств. Чтобы увеличить свою долю на рынке, они занимают деньги у банков. Эти компании будут внедрять новые продукты собственной разработки, либо полученные по лицензионным соглашениям. Но они не станут скупать другие компании с целью диверсификации, потому что даже если это и повысит доходы на одну акцию, приобретение не увели-читчисла должностей для сотрудников. Один президент японской гостинич-нойкомпании, объясняя свое стремление к расширению, сказал, что самым важным мотивом является увеличение числа должностей для сотрудников.


Таблица 2.6

Оценка приоритета различных целей и показателей, используемых компаниями США, Японии и Великобритании при долгосрочном планировании, %

1) Ответы предоставили соответственно 74,327 и 23 компании из Великобритании, Японии и США

Примечание. Числа обозначают долю компаний (в %),которые пользуются перечисленными целями и показателями при долгосрочном планировании.


Таблица 2.7

Содержание долгосрочного плана и удельный вес использования его отдельных элементов

Примечание. Табличные цифры означают процент компаний, выделивших в своих ответах тот или иной элемент долгосрочного плана.

Изучение специалистами практики долгосрочного планирования на приме-ре множества лучших японских компаний позволило выявить и обобщить ряд характеристик, которые могут быть представлены в виде типовой модели (рисунок 2.8) [9]. В соответствии с этой моделью долгосрочное планирование включает четыре стадии: 1) анализ предпосылок; 2) уточнение проблем; 3) долгосрочное стратегическое планирование; 4) среднесрочное планирование.


Рис. 2.8 Модель системы долгосрочного планирования промышленной фирмы


2.4.5.2. ДОЛГОСРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ ВАМЕРИКАНСКИХМНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХВ 70-ЕГГ.

Разница в часовых поясах, культурных традициях разных стран, ограничения, связанные с наличием государственных границ, гигантские рас­стояния между подразделениями все это вызывает центробежные тенден­ции. Планирование в масштабах всей фирмы является инструментом, позволя­ющим преодолеть эти тенденции и добиться интеграции всех подразделений в единое целое. Несмотря на различия между многонациональными корпора­циями по размеру, диверсифицированное™, географическому размещению и т.п. специалисты находят некоторые общие закономерности планирования в таких корпорациях.

Прежде всего следует отметить особый характер проблем, с которыми сталкиваются многонациональные корпорации в отличие от обычных компа­ний, в том числе:

-  Проблемы контроля и организации системы связи. Уже упомянутые зна­
чительные расстояния и государственные границы, разделяющие различ­
ные подразделения фирмы, многократно усложняют решение этих проблем
по сравнению с аналогичными проблемами диверсифицированной компа­
нии, имеющей множество предприятий, но в одной стране.