Планирование распорядка дня президентами крупных корпораций. Применение централизованных и децентрализованных процедур планирования, страница 19

При системе канбан. как отмечалось ранее, заказ на изготовление деталей по­ступает с рабочего места, находящегося «выше» по ходу производственного про­цесса, на рабочее место, расположенное «ниже». Это происходит без использова­ния электронной вычислигельной техники, путем передачи карточек (канбан) в контейнерах для деталей. Таким образом, на конкретные детали поступает твер­дый заказ и именно в тот момент, когда в них возникает потребность. При такой организации машиностроительное производство по своему характеру приближа­ется к предприятиям с непрерывным производственным процессом.

При системе канбан время смены инструмента и наладки оборудования дол­жно быть сведено к минимуму. Без четко налаженной системы смены инструмен­та не может быть и речи о внедрении канбан.

Разница между системами MRP и канбан состоит не только в их логике, но и в том, что они обуславливают различное «умонастроение» персонала. Система MRP не требует реорганизации производства, она принимает его таким, какое оно есть (в отношении сроков изготовления буферных запасов, размера партий, про­цента брака и т.д.), тогда как система канбан прежде всего направлена на совер­шенствование производства. Принцип этой системы — постоянное стремление к улучшению, поскольку основные ее ориентиры — ноль запасов и ноль дефектов.

Работа по системе канбан требует жесткой дисциплины и ломает многие привыч-ныe представления. Она непригодна в тех случаях, когда имеют место значительные колебания объема производственной программы предприятия, тогда как для системы MRP они не так важны, если обеспечен достаточно точный их прогноз.

При системе канбан особые требования предъявляются к организации ухода за оборудованием и его ремонта. Основной целью технического обслуживания


оборудования все в большей степени становится повышение надежности его работы.

Эта тенденция проявляется, во-первых, в широком использовании ЭВМ для хранения и анализа информации, относящейся к техобслуживанию, во-вторых, в использовании современной технологии для контроля работы и состояния оборудования и своевременного выявления возможных неполадок и, в-третьих, в принципиально новых требованиях к подготовке специалистов по техническому обслуживанию.

На рынке уже имеются пакеты программ, разработанные специализиро­ванными фирмами, которые могут использоваться на персональных ЭВМ. Эти программы позволяют осуществлять планирование работ по техобслу­живанию и расчет затрат, собирать и анализировать данные по надежности оборудования (характер неисправностей, время простоя из-за выхода из строя оборудования и размер убытков, причины неисправности, затраты на ремонт и замену неисправного оборудования).

Организованное в соответствии с современными принципами техническое обслуживание все в большей степени носит не профилактический, а предска­зательный характер. То есть работы по техобслуживанию выполняются не в соответствии с заранее составленным графиком, а в зависимости от факти­ческого состояния оборудования. Такой подход не нов. Однако до сих пор он применялся в основном для крупных машин, на которых можно установить на постоянной основе приборы для непрерывной регистрации таких характерис­тик, как величина вибрации, состав смазочных масел и др. И лишь в последние годы появилась возможность осуществлять постоянное наблюдение за состоя­нием практически любого оборудования.

При внедрении системы канбан большое значение придается использованию творческого потенциала рабочих через их групповую деятельность в рамках кружков качества и групп прогресса, а также через стимулирование рационализа­торских предложений и образование автономных самоуправляемых бригад.

Влияние системы канбан на эффективность работы предприятий имеет много­плановый характер. Канбан способствует улучшению качества, снижению непроиз­водительных затрат, обеспечению более гибкого и быстрого реагирования на по­требности рынка, снижению себестоимости, повышению производительности, снижению текущих запасов и времени выполнения заказов. Реализация системы канбан сопровождается ежедневными сводками о состоянии запасов, функцио­нированием комиссионного склада, обеспечением надежной и гарантированной поставки деталей и комплектующих изделий, калькуляционной интерполяцией, стимулированием персонала, децентрализацией управления, минимизацией числа поставляемых деталей в строгом соответствии с потребностями сборки.

Канбан позволяет без использования каких-либо глубоких теоретических под­ходов или математических методов контролировать динамику трех сфер деятель­ности: закупка — производство — продажа. Короткий интервал оперативного уп­равления дает возможность осуществлять эффективный контроль за выполнением месячного плана, соблюдением рациональных пропорций между производством, поставками и запасами и др. Канбан требует оптимальной коммуникации между всеми участниками производственного процесса. С этой целью используется специ­альная мнемотехническая символика, идентифицирующая различные производ­ственные определения, характеристики и условия [19, 20, 22, 23, 24].

2.4.7.3. СИСТЕМА«ТОЧНОВСРОК»

Система «точно в срок» (just-in-time) представляет собой систему планирования материально-технического снабжения, предусматривающую полную синхронизацию с производственным процессом. В рамках этой системы:


а)  сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия подаются небольшими парти­
ями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя
складские помещения;

б)  готовая продукция также отгружается потребителям непосредственно по
мере завершения производства.