Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 8

Газобаллонная установка работает следующим образом. При открытых расходном вентиле баллона (7) и магистральном вентиле (8) жидкий газ из баллона поступает в испаритель (1), в котором переходит в парообразное состояние. Далее газ проходит через магистральный газовый фильтр (10), электромагнитный запорный клапан (9) (при включённом зажигании клапан открыт) и фильтр (5) в редуктор (2), понижающий давление газа с 1,6 МПа (16 кгс/см2) до давления, близкого к атмосферному, под которым газ поступает в смеситель (11). Дозирующе-экономайзерное устройство редуктора регулирует количество газа для получения требуемого состава газовоздушной смеси на всех режимах работы двигателя. В смесителе приготавливается газовоздушная смесь, всасываемая при тактах впуска в цилиндры двигателя.

Рис. 3. Газобаллонный автомобиль ЗИЛ-138

Размещение агрегатов и приборов газобаллонной установки на автомобиле. У грузовых автомобилей (рис. 3) газовые баллоны устанавливают под кузовом на раме, у автобусов также под кузовом (их крепят к его основанию), у легковых автомобилей в багажном отсеке.

Магистральный вентиль, испаритель, магистральный газовый фильтр с электромагнитным запорным клапаном, газовый редуктор с входным фильтром и   дозирующе-экономайзерным устройством, газовый смеситель находятся в моторном отсеке автомобиля. Их расположение и крепление на автомобилях ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-07 показаны на рис. 4 и 5.

Органы управления приборами газобаллонной установки и контрольные приборы, позволяющие наблюдать за её состоя­нием и действием, расположены в кабине водителя (рис. 6).

Рис. 4. Установка  газового оборудования на автомобиле ЗИЛ-138:

1 – магистральный вентиль; 2 – магистральный газовый фильтр; 3 – электромагнитный запорный клапан; 4 – газовый смеситель; 5 – воздушный фильтр; 6 – газовый редуктор; 7 – кронштейн; 8 – испаритель

Рис. 5. Установка газового оборудования на автомобиле ГАЗ-53-07:

1 – бензонасос; 2 – карбюратор; 3 – газовый смеситель; 4 – редуктор; 5, 7 – кронштейны; 6 – магистральный вентиль; 8 – испаритель; 9 – бензиновый бак

Рис. 6. Расположение контрольных приборов и органов управления приборами газобаллонной установки в ЗИЛ-138:

1 – газовый манометр; 2 – комбинированный прибор с четырьмя указателями; 3 –манометр тормозной системы; 4 – центральный переключатель света; 5 – рукоятка управления воздушными заслонками газового смесителя; 6 – рукоятка управления дроссельными заслонками газового смесителя; 7 – рукоятка управления стеклоочистителем; 8 – рукоятка управления заслонкой отопителя; 9 – рукоятка газового магистрального вентиля; 10 – педаль управления дроссельными заслонками газового смесителя; 11 – педаль тормоза; 12 – педаль сцепления; 13 – выключатель зажигания

УСТРОЙСТВО ПРИБОРОВ ГАЗОБАЛЛОННОЙ УСТАНОВКИ

Газовый баллон и его арматура. Баллоны для сжиженных газов изготавливают сваркой из углеродистой стали, рассчиты­вают на рабочее давление 1,6 МПа (16 кгс/см2) и крепят к кронштейнам рамы с помощью стальных лент.

Рис. 7. Газовый баллон и его арматура:

1, 7 – паровой и жидкостный расходные вентили; 2 – вентиль контроля максимального заполнения баллона; 3, 8 – датчик указателя уровня жидкого газа   и его поплавок; 4 – тройник; 5 – предохранительный клапан; 6 – наполнительный вентиль; 9 – сливная пробка

Баллон (рис. 7) оснащён наполнительным вентилем (6), па­ровым (1) и жидкостным (7) расходными вентилями, вентилем (2) контроля заполнения баллона сжиженным газом, датчиком (3) указателя уровня жидкого газа с поплавком (8), предохранитель­ным клапаном (5), сливной пробкой (9).

Наполнительным вентилем (6) пользуются при заправке бал­лона газом. Для этого к штуцеру (7) вентиля (рис. 8) присоеди­няют при вывернутой пробке (6) заправочный шланг и рукоят­кой (5) открывают впускной клапан (11). Давление поступающего из заправочного шланга жидкого газа превышает давление в баллоне, поэтому газ, преодолевая силу упругости пружины (9), открывает обратный клапан (8) и начинает поступать в баллон. По окончании заправки закрывают впускной клапан и отъединяют заправочный шланг; при этом пружина (9) закрывает кла­пан (8). Обратный клапан предотвращает утечку газа в атмосферу и в аварийных случаях (обрыв заправочного шланга, отсоединение шланга от штуцера (7) при открытом наполнитель­ном вентиле). При ввёртывании на место пробки (6) её шток от­жимает обратный клапан от седла и оставшийся в корпусе вентиля газ стравливается через дренажное отверстие пробки в атмосферу.

Диафрагма (2) предохраняет от утечки газа из баллона через зазор между штоком (4) и отверстием для него в крышке (3) при наполнении баллона газом.

Рис. 8. Наполнительный вентиль:

1 – корпус наполнительного вентиля; 2, 3 – диафрагма и её крышка; 4 – шток впускного клапана; 5 – рукоятка штока; 6 – пробка; 7 – штуцер; 8, 9 – обратный клапан и его пружина; 10 – седло; 11 – впускной клапан

Расходные вентили позволяют сообщать и разобщать газовый баллон с последующими приборами газобаллонной установки. Паровой вентиль (1) (см. рис. 7) открывают перед пуском холодного двигателя. После пуска, когда двигатель прогреется и начнёт действовать испаритель, открывают жидкостный вентиль (7) и закрывают паровой (1).

Устройство парового расходного вентиля показано на рис. 9, а жидкостного – на рис. 10.

Как видно из рис. 10, жидкостный расходный вентиль отличается от парового наличием скоростного клапана (9), снабжённого небольшим разгрузочным отверстием (б) и вертикальными выступами (в). В случае нарушения герметичности установки, например при разрыве трубопроводов, клапан уменьшает утечку жидкого газа в атмосферу.

Рис. 9. Паровой расходный вентиль:

1 – корпус; 2 – уплотнительное кольцо клапана; 3 – клапан; 4 – шток; 5 – руко­ятка; 6 – крышка; 7 – шту­цер для выхода газа

Рис. 10. Жидкостный расходный вентиль:

а – кольцевой выступ; б – разгрузочное отверстие; в – вертикальный выступ скоростного клапана; 1 – корпус; 2 – уплотнительное кольцо клапана; 3 – клапан; 4 – шток; 5 – рукоятка; 6 – крышка; 7 – штуцер; 8 – стопорное кольцо; 9 – скоростной  клапан; 10 – пружина клапана