Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 25

Рис. 45. Схема размещения площадок в ДТП, эксплуати­рующих газобаллонные автомобили:

1 — административно-производственный корпус; 2 — пост проверки герметичности газовой системы питания; 3 — площадка для выпуска га­за из баллонов; 4 — пост под навесом для снятия и установки бал­лонов с автомобиля и площадка для хранения порожних дегазированных баллонов; 5 — площадка для стоянки и хранения газобаллонных автомобилей; 6 — площадки для хранения автомобилей, работающих на жидком нефтяном топливе; 7 — производственные и складские по­мещения

Проверка герметичности производится с помощью мыльного раствора. В зимних условиях, при отрицательных температурах воздуха рекомендуется добавлять в раствор хлористый натрий (поваренную соль). При проверке на герметичность давление сжатого газа в баллонах должно быть не менее 2 МПа (20 кгс/см2), что определяется с помощью манометра высокого давления, имеющегося на автомобиле.

При отсутствии неисправностей после проверки на герме­тичность автомобиль направляется на мойку, где должны быть очищены от грязи и тщательно вымыты баллоны, вентильные устройства, подогреватель газа, защитный колпак редуктора вы­сокого давления, газопроводы.

После мойки автомобиль направляется на стоянку, которая представляет собой открытую площадку. Площадка для хране­ния газобаллонных автомобилей должна быть расположена не менее 5 м от зданий и сооружений ЛТП первой и второй степе­ни огнестойкости и не менее 5 ... 12 м от прочих зданий и соору­жений. Площадки для хранения газобаллонных автомобилей и автомобилей, работающих на жидком топливе, должны распо­лагаться на расстоянии не менее 5 м друг от друга. Размер площадки для содержания одного автомобиля составляет в сред­нем 25 м2.

Допускается оборудование стоянки газобаллонных автомо­билей системой обогрева, конструкция которой исключает на­грев газовых баллонов, установленных на автомобиле. На каждые 200 м2 открытой площадки для хранения автомобилей должен быть оборудован противопожарный пост.

Если газовая аппаратура неисправна или при проверке нарушена ее негерметичность, то автомобиль направляется на специальную площадку для выпуска  (или слива) газа из баллонов. Указанные площадки и подъезды к ним должны иметь твёрдое покрытие.

Площадка для слива из баллона сжиженного газа оснащается необходимым для этого оборудованием, включающим ёмкость, в которую сливается газ, испаритель с электронагревательным элементом, набор шлангов, соединительных деталей и переходников. Это оборудование обеспечивает создание перепада давлений насыщенных паров жидкого газа в баллоне и ёмкости для слива за счет более интенсивного нагрева газа в баллоне. Такой перепад и обеспечивает перетекание жидкою газа из баллона в емкость.

Для выпуска сжатого газа из баллонов (при наличии газо­вой сети низкого давления на территории автотранспортного предприятия) площадка должна быть оборудована устройством для выпуска газа в сеть. В случае отсутствия газовой сети газ из баллонов выпускается в атмосферу через специальную газоотводящую трубу высотой 4,5 ... 5,0 м, так называемую свечу. На площадках необходимо иметь оборудование для продувки и заполнения баллонов инертным газом (азотом).

Размер площадок для выпуска (или слива) газа из балло­нов определяется наибольшими габаритами автомобиля в плане, плюс 1,5 м в каждую сторону. Расстояния от площадки до зда­ний АТП 12 ... 15 м, до площадки хранения автомобилей 10 м.

Выпуск газа производится через открытый наполнительный вентиль, на резьбовой конец которого после снятия предохра­нительной гайки-колпачка наворачивается гибкий шланг, соеди­ненный через трехходовой кран с трубкой выпуска газа «на свечу», или в сеть низкого давления (наконечник шланга для слива жидкого газа должен быть оснащен стержнем для отжатия обратного клапана наполнительного вентиля). Контроль за выпуском из баллонов сжатого газа осуществляется по мано­метру высокого давления, сжиженного газа — по указателю уровня жидкого газа. Газ из системы питания должен быть предварительно выработан.

После выпуска газа производится продувка баллонов авто­мобиля инертным газом (азотом), а затем расходные вентили на баллонах должны быть полностью закрыты. Попадание в баллоны воздуха или влаги не допускается. Дальше автомобиль, работая на бензине, перемещается на мойку и в зону ТО и ТР газовой аппаратуры, где производится устранение неисправно­стей или замена отдельных ее агрегатов. После этого автомо­биль направляется на стоянку.

В составе АТП должны быть предусмотрены помещения для постов снятия и установки баллонов с автомобиля, а также пло­щадки с навесом для хранения порожних дегазированных бал­лонов.

Работы по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ре­монту (ТР) газобаллонных автомобилей и его узлов (кроме приборов газовой системы питания) рекомендуется проводить на тех же постах, что и для бензиновых автомобилей. Перемеще­ние автомобили в зонах ТО и ТР производится при работе дви­гателя на бензине.

ТО и ТР приборов газовой системы питания непосредствен­но на автомобиле должны производиться па специальном по­сту. Этот пост должен быть оснащен датчиками непрерывного контроля воздушной среды на загазованность, например, для об­наружения метана — датчиками ГАЗ-1М производства Конотопского электромеханического завода, иметь приточно-вытяжную вентиляцию как в обычном, так и в аварийном исполнениях.

При достижении в помещении концентрации газовоздушной смеси до 20% от нижнего предела воспламенения (1% метана или 0,5% пропана) газоанализаторы должны обеспечивать:

·  включение общеобменной приточной и аварийной вытяжной

·  вентиляции;

·  включение звукового и светового сигналов в помещении с постоянным пребыванием дежурного персонала;

·  отключение всех прочих потребителей электроэнергии, за исключением аварийного освещения.

Кроме автоматического включения общеобменной приточной и аварийной вентиляции должно быть обеспечено и ее ручное включение от устройств, расположенных у основного входа снаружи помещения (поста).