| 
   Показатели  | 
  
   Единица измерения  | 
  
   Норма  | 
 |
| 
   марка А  | 
  
   марка Б  | 
 ||
| 
   Компонентный состав, объёмные доли:  | 
  
   %  | 
  ||
| 
   метан  | 
  
   95±5  | 
  
   90±5  | 
 |
| 
   этан, не более  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 |
| 
   пропан, не более  | 
  
   1,5  | 
  
   1,5  | 
 |
| 
   сумма бутанов, не более  | 
  
   1,0  | 
  
   1,0  | 
 |
| 
   сумма пентанов, не более  | 
  
   0,3  | 
  
   0,3  | 
 |
| 
   двуокись углерода, не более  | 
  
   1,0  | 
  
   1,0  | 
 |
| 
   кислород, не более  | 
  
   1,0  | 
  
   1,0  | 
 |
| 
   азот  | 
  
   0…4  | 
  
   4…7  | 
 |
| 
   Масса сероводорода, не более  | 
  
   г/нм3  | 
  
   0,02  | 
  
   0,02  | 
 
| 
   Масса меркаптановой серы, не менее  | 
  
   г/нм3  | 
  
   0,016  | 
  
   0,016  | 
 
| 
   Массовая доля сероводородной и меркаптановой серы, не более  | 
  
   %  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
 
| 
   Масса механических примесей, не более  | 
  
   г/нм3  | 
  
   0,001  | 
  
   0,001  | 
 
| 
   Масса влаги, не более  | 
  
   г/нм3  | 
  
   0,009  | 
  
   0,009  | 
 
| 
   Температура газа, подаваемого на заправку газобаллонных автомобилей:  | 
  
   °С  | 
  ||
| 
   для умеренной и холодной климатических зон, не более  | 
  
   +40  | 
  
   +40  | 
 |
| 
   для жаркой климатической зоны, не более  | 
  
   +45  | 
  
   +45  | 
 |
| 
   Давление газа в баллонах, не менее  | 
  
   МПа (кгс/см2)  | 
  
   19,6 (200)  | 
  
   19,6 (200)  | 
 
Основные физико-химические свойства газа марок А и Б приведены в табл. 6
Таблица 6
| 
   Показатели  | 
  
   Единица измерения  | 
  
   Средние значения показателей  | 
  
   Бензин  | 
  
   Воздух  | 
 |
| 
   марка А  | 
  
   марка Б  | 
 ||||
| 
   Низшая теплотворность (при 15°С и 760 мм рт. ст.)  | 
  
   МДж/м3  | 
  
   33,9  | 
  
   32,6  | 
  
   212  | 
  
   -  | 
 
| 
   То же  | 
  
   кДж/кг  | 
  
   44,7  | 
  
   41,1  | 
  
   42,9  | 
  
   -  | 
 
| 
   Теоретически необходимое для сгорания количество воздуха  | 
  
   м3/м3  | 
  
   9,81  | 
  
   9,33  | 
  
   58,6  | 
  |
| 
   То же  | 
  
   кг/кг  | 
  
   16,85  | 
  
   15,25  | 
  
   14,5  | 
  |
| 
   Теплотворность рабочей смеси при α = 1,0  | 
  
   кДж/м3  | 
  
   3,14  | 
  
   3,13  | 
  
   3,55  | 
  |
| 
   Плотность газа при нормальных условиях (0°С, 760 мм рт. ст.)  | 
  
   кг/м3  | 
  
   0,760  | 
  
   0,792  | 
  
   -  | 
  
   1,293  | 
 
| 
   Относительная плотность газа (по воздуху)  | 
  
   -  | 
  
   0,586  | 
  
   0,611  | 
  
   -  | 
  
   1,0  | 
 
| 
   Октановое число (по моторному методу)  | 
  
   103,0  | 
  
   102,3  | 
  
   72…84  | 
  
   -  | 
 |
| 
   Температура воспламенения при атмосферном давлении (760 мм рт. ст.)  | 
  
   °С  | 
  
   625  | 
  
   608  | 
  
   470… 530  | 
  |
В целом теплофизические свойства газов марок А и Б мало отличаются друг от друга, они равноценны по эксплуатационным свойствам и сезону применения. Физико-химические свойства чистого метана, входящего основной частью в СПГ, показаны в табл. 3.
Из всех углеводородных газов метан содержит максимум водорода на один атом углерода и обладает высокой теплотворностью, достаточно широкими пределами воспламеняемости, низким содержанием токсичных веществ в продуктах сгорания. В отличие от других углеводородных газов метан легче воздуха и поэтому при возможных утечках он улетучивается, скапливаясь в закрытых помещениях в верхних частях зданий. Метан имеет высокую детонационную стойкость, что обеспечивает «мягкую» работу двигателя при использовании природного газа и позволяет форсировать двигатель до допускаемой степени сжатия. Метан не ядовит и совершенно безвреден для человеческого организма. Недостатком его, а следовательно, и природного газа, является относительно низкая (по сравнению с бензином) теплотворность газовоздушной смеси. Другая особенность метана – резкое снижение температуры газа при дросселировании (эффект Джоуля-Томсона), которое происходит в газовых редукторах. Последнее требует высокой степени осушения заправляемого в автомобили природного газа и отсутствия влаги в газовых баллонах и редуцирующих устройствах.
Природный газ при определенных концентрациях с воздухом взрывоопасен. Пределы воспламенения в смеси с воздухом (объёмные) составляют: верхний –15%, нижний – 4%, что соответствует коэффициенту избытка воздуха αmin = 0,65, αmax = 1,88.
Температура воспламенения сжатого природного газа значительно выше температуры воспламенения бензина и составляет (при давлении, образующемся в камере сгорания двигателя) 640...650°С. Такая высокая температура воспламенения СПГ затрудняет пуск двигателя, особенно в зимних условиях при пониженных температурах окружающего воздуха (менее –5°С). Вместе с тем с точки зрения возможного воспламенения и пожароопасности СПГ значительно безопаснее бензина и сжиженных нефтяных газов.
Одним из важных критериев, определяющих техническое состояние автомобиля, его умелую эксплуатацию и непосредственно влияющих на экономические показатели автотранспортного предприятия, является соответствие фактического расхода топлива его нормативным значениям. Для газобаллонных автомобилей этот показатель имеет некоторые особенности.
Во-первых, отсутствие надёжных приборов для определения количества заправляемого топлива на газонаполнительных станциях, а также израсходованного во время эксплуатации, вносит в этот показатель существенную долю неопределённости. Во-вторых, в силу специфических особенностей газового топлива, связанных с его взрывопожароопасностью, имеют место технологические потери (выпуск или слив газа, выработка газа из системы питания и т. п.) при техническом обслуживании и хранении газобаллонных автомобилей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.