Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 35

ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ НА СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕ

Для сохранения номинальной мощности и крутящего момен­та бензинового двигателя при его переоборудовании для работы на СНГ увеличивают степень сжатия, например с ε = 6,5 у дви­гателя ЗИЛ-130 до ε = 8,0 у двигателя ЗИЛ-138. С этой целью устанавливают головки с уменьшенной высотой и, следовательно, объемом камеры сгорания, что требует применения укоро­ченных штанг толкателя и других свечей зажигания. Возмож­ность форсирования двигателей по степени сжатия объясняется высокими антидетонационными свойствами СНГ.

У двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12) и их модификаций карбюраторы системы питания должны быть сняты и заменены газовыми смесителями основной системы пи­тания и специальными бензиновыми карбюраторами резервной системы питания. У автомобилей ГАЗ-52-04 (ГАЗ-52-01), ГАЗ-24-01 и их модификаций монтируются карбюраторы-смеси­тели (одно- или двухкамерные), обеспечивающие работу двига­теля как на газе, так и на бензине.

Баллоны для СНГ у всех грузовых автомобилей устанавли­ваются с левой стороны на лонжероне рамы с помощью перед­него и заднего кронштейнов, для чего необходимо предваритель­но демонтировать платформу. Баллоны вентилями вперед кре­пятся тремя хомутами через прокладки, которые приклеиваются к хомутам.

Газовый редуктор и испаритель у всех марок автомобилей устанавливаются под капотом двигателя и крепятся на специальных кронштейнах. Трубопроводы высокого давления присоединяются к агрегатам газовой системы питания с помощью ниппельного соединения, трубопроводы низкого давления, представляющие собой шланги из бензомаслостойкой резины, крепятся к агрегатам стяжными хомутами.

В кабине водителя устанавливается магистральный вентиль и манометр давления газа в первой ступени редуктора.

В системе электрооборудования автомобили предусматривается подключение датчика указателя уровня жидкости в баллоне для СНГ и датчика манометра.

После окончания всех монтажных работ, связанных с переоборудованием автомобиля в газобаллонный, магистраль высокого давления должна быть проверена на герметичность и прочность соединений под рабочим давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2) Такая операция, получившая  название «опрессовка»,  произво­дится сжатым воздухом или инертным газом, например азотом. Для этого к штуцеру тройника на баллоне со стороны, противо­положной отводящем трубке, подсоединяют шланг от установки со сжатым воздухом или инертным газом. Установка для опрессовки представляет собой либо воздушный компрессор с рабо­чим давлением 1,6  МПа, либо группу баллонов (ресивер) с сжатым до высокого давления   (около 15 МПа) воздухом или инертным газом. На выходе из ресивера стоит газовый редуктор, понижающий давление до 1,6 МПа, к которому через трехходо­вой кран подсоединяется наполнительный шланг.

При опрессовке   газовой   системы   питания   газовый баллон должен быть пустым (без газа), а магистральный и расходные вентили на баллоне должны быть закрыты. После заполнения системы до давления  1,6 МПа необходимо смочить все места соединений от баллона до магистрального вентиля мыльной пе­ной. В случае обнаружения утечки воздуха или газа (образова­ние пузырьков, шипение)  необходимо с помощью трехходового крана прекратить подачу воздуха (газа),    выпустить воздух (газ) из системы наружу и устранить негерметичность дополни­тельной  затяжкой гайки.  Необходимо  помнить, что устранять негерметичность  соединений   при наличии   давления в  системе категорически запрещено. После затяжки гайки следует вновь произвести опрессовку системы питания. Если подтяжкой гайки устранить негерметичность не удается, надо разобрать соединение и провести необходимый ремонт или заменить соединение новым.  Эксплуатировать  автомобиль с негерметичной  газовой системой питания не разрешается.

При положительных результатах опрессовки от баллона до магистрального вентиля последний необходимо открыть и обыч­ным способом (с помощью мыльного раствора)  проверить все соединения до редуктора.

Опрессовка газовой системы питания производится в специ­альном помещении или на открытой площадке под навесом. Во время подачи воздуха (или газа) при опрессовке находиться с левой стороны автомобиля, т. е. со стороны расположения бал­лона, а также в кабине автомобиля запрещается. Обмыливание соединений можно производить только спустя 2 мин после до­стижения в системе рабочего давления 1,6 МПа. Лицо, произ­водящее опрессовку, в момент заполнения системы воздухом (или инертным газом) должно находиться у пульта управления установкой.

Переоборудованный газобаллонный автомобиль должен иметь огнетушитель, установленный на переднем борту платформы.

ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ  РАБОТЫ  НА СЖАТОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ

Укрупненно технологический процесс переоборудования бензиновых автомобилей в газобаллонные для работы на СПГ состоит из следующих операций:

·  установка баллонов высокого давления на раму автомобиля;

·  монтаж газовой аппаратуры;

·  проверка собранной газовой системы питания на герметич­ность и ее опрессовка высоким давлением.

У автомобилей марки ЗИЛ баллоны устанавливаются на два дополнительных деревянных бруса и крепятся к специальным кронштейнам стяжными хомутами. Затяжка хомутов до сопри­косновения их концов не допускается. Момент затяжки болтов, стягивающих хомуты, должен быть в пределах 1,5 ... 2,0 кгс-м. Под каждую сторону баллона при установке их на брусья должны быть подложены специальные резиновые прокладки. Брусья крепятся к раме автомобиля.

У автомобилей марки ГАЗ баллоны с помощью специальных кронштейнов собираются в секции (одну или две), которые уста­навливаются непосредственно на раму автомобиля и крепятся к ней специальными стремянками.

Монтаж газовой аппаратуры, за исключением редуктора вы­сокого давления и подогревателя, аналогичен монтажу газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей, работающих на СНГ.