Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 16

К вождению, техническому обслуживанию и ремонту газо­баллонных автомобилей, работающих на СНГ, допускается только персонал, прошедший необходимую подготовку и сдав­ший экзамены техминимума по устройству газобаллонных уста­новок и правилам по охране труда и технике безопасности при обращении с газобаллонными автомобилями.

Заправка баллона сжиженным газом. Заполнение баллона сжиженным газом разрешается только на специальных газона­полнительных станциях со строгим соблюдением действующих на их территории правил и инструкций.

После  подъезда к заправочной   колонке   (рис. 32)   следует

·  очистить наполнительный псиным, от грязи и вывернуть из него пробку;

·  по указанию оператора газонаполнительной станции присое­динить к  наполнительному вентилю заправочный шланг, а к вентилю контроля    максимального   наполнения   баллона    (см. рис. 11) — газоотводный шланг;

·  открыть наполнительный вентиль  и  вентиль  контроля   максимального наполнения;

·  в момент появления жидкости из газоотводного шланга вентиля контроля максимального наполнения закрыть наполнительный вентиль баллона, а по окончании выхода жидкости из газо­отводного     шланга — вентиль     контроля     максимального    заполнения.

Отсоединение от баллона заправочного шланга и газоотводного шланга производит оператор газонаполнительной станции или по его указанию водитель заправляемого автомобиля. После этого  необходимо   ввернуть   на  место  пробку  наполнительного вентиля.

На территории газонаполнительной станции необходимо со­блюдать следующие меры предосторожности:

·  не находиться во время наполнения баллона вблизи запра­вочного шланга;

·  не подтягивать соединения приборов установки и не стучать металлическими предметами по приборам и трубопроводам, на­ходящимся под давлением;

·  не допускать перевод двигателя с одного топлива на другое;

·  при появлении во время пуска двигателя обратных вспышек (хлопков)  в карбюраторе или смесителе прекратить пуск и откатить автомобиль для устранения неисправности на расстояние не ближе 15 м от газонаполнительной колонки;

·  не  допускать пассажиров на территорию газонаполнительной станции.

Ввиду недостаточного количества стационарных газонаполнительных станций для заправки баллонов газобаллонных автомобилей сжиженным газом, а также для слива из них газа ши­роко используют также передвижные газонаполнительные стан­ции   (ГНС).

Применяемая в СССР передвижная ГНС модели ЦППЗ-12-885 представляет собой одноосный полуприцеп-цистерну безрам­ной конструкции, рассчитанную на буксировку седельным тяга­чом ЗИЛ-130В1. Передняя часть цистерны опирается на седельно-сцепное устройство тягача, задняя — на ось, заимствованную от полуприцепа ОдАЗ-885. Без тягача передвижная ГНС уста­навливается на опорные ноги.

Геометрическая вместимость цистерны составляет 12 м3, масса транспортируемого газа — 5100 кг.

ГНС оснащена всеми необходимыми устройствами, армату­рой и принадлежностями для заправки, газобаллонных автомо­билей топливом и для слива при необходимости из баллонов топлива и цистерны. В число этих устройств входят насос с элек­тродвигателем  мощностью 5 кВт, с помощью которого создается давление для заправки газом баллонов автомобилей, два электронагревателя мощностью по 5 кВт каждый, позволяющие по­лучать необходимое давление у всасывающего патрубка насоса, а также перепад давлений в баллоне автомобиля и в цистерне передвижной  ГНС при сливе жидкого газа из баллона. Производительность насоса равна 5 м3 сжиженного газа в час. Для заправки автомобилей   передвижная   ГНС   устанавли­вается на горизонтальную асфальтированную площадку с удобными дорогами для подъезда и отъезда заправляемых автомо­билей, оборудованную молниезащитными устройствами, средствами пожаротушения, освещением и щитами с надписями о порядке заправки автомобилей. ГНС фиксируется на месте своими тормозными устройствами и, кроме того, башмаками, подло­женными под колеса задней оси. Силовой кабель питания электрооборудования ГНС присоединяется к стационарному   источ­нику  электроэнергии.

При заправке баллонов автомобилей должны соблюдаться те же правила, что и на стационарной газонаполнительной станции. Заполнение цистерны передвижной ГНС жидким газом и, при необходимости, слив из нее газа производятся на стационар­ной газонаполнительной станции.

Пуск двигателя на газе. При температуре окружающего воздуха не ниже минус 5° С двигатель может быть пущен на газе. Если двигатель холодный, необходимо открыть паровой рас­ходный вентиль баллона и магистральный вентиль установки. С помощью ручного привода приоткрыть дроссельные заслонки смесителя до положения, соответствующего работе прогретого двигателя с частотой 700...800 с-1; воздушные заслонки, во из­бежание переобогащения горючей смеси, оставить в положении полного открытия. Чтобы заполнить трубопроводы, редуктор и смеситель газов, нажать стержень 43 диафрагмы камеры второй ступени газового редуктора (см. рис. 18) и удерживать его в этом положении 2...3 с; если в составе газобаллонной установки имеется электромагнитный запорный клапан, необходимо перед нажатием стержня 46 включить зажигание, вследствие чего запорный клапан откроется. Затем включить стартер и пустить двигатель. Для ускорения прогрева пущенного двигателя приот­крывают дроссельные заслонки, чтобы частота вращения коленчатого вала увеличилась до 800 ... 1000 с ' При этом может потребоваться небольшое прикрытие воздушных заслонок смесителя. После того как температура жидкости в системе охлажде­ния достигнет 60° С, следует открыть жидкостный расходный вентиль баллона и закрыть паровой расходный вентиль.

Если из-за низкой температуры окружающего воздуха пуск на газе окажется невозможным, производят пуск и прогрев двигателя на бензине, после чего переводят его на газ.