Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 23

Следует отметить, что у универсальных двигателей с двой­ными системами питания, позволяющими быстро переходить с газа на бензин и наоборот, степень сжатия двигателя опреде­ляется октановым числом бензина А-76, которое значительно ниже октановых чисел сжатого природного газа (102 ... 103 ед.)-Применение для газобаллонных автомобилей специальных дви­гателей с высокими степенями сжатия (ε = 9,5...10,5), в кото­рых полностью использовались высокие антидетонационные свойства природного газа, позволило бы повысить мощность и топливную экономичность, улучшить тягово-скоростные харак­теристики автомобиля, увеличить запас хода на одной заправке. Поэтому в дальнейшем с развитием сети газонаполнительных компрессорных станций и других средств заправки (передвиж­ные газозаправщики, гаражные станции), когда расстояние между пунктами заправки станет меньше пробега автомобиля на одной заправке, появится возможность существенного улуч­шения технико-эксплуатационных показателей газобаллонных автомобилей путем создания форсированного газового двигателя на СПГ подобно двигателю ЗИЛ-138, работающему на сжижен­ном нефтяном газе.

Другая особенность газобаллонных автомобилей, работаю­щих на СПГ,— снижение их грузоподъемности на 9 ... 14% в зависимости от массы и количества баллонов.

Правильное и безопасное наполнение баллонов автомобиля сжатым газом:

·  во время заправки автомобиля водитель должен находиться либо у кассового окна оператора, либо в комнате отдыха. Дальнейшие операции по заправке авто­мобиля должны выполнять заправщик и оператор АГНКС;

·  заправщик промеряет техническое состояние газобаллонной арматуры и при положительных результатах осмотра приступа­ет к заправке автомобиля;

·  закрывает магистральный вентиль на автомобиле;

·  отвинчивает пробку наполнительного вентиля и подсоединяет к нему наконечник заправочного шланга;

·  открывает вентили на баллонах автомобиля и па заправочной колонке;

·  закрывает вентиль «на свечу» и подает оператору сигнал го­товности автомобиля к заправке;

·  получив сигнал от заправщика, оператор в соответствии с должностной инструкцией производит заполнение баллонов сжа­тым газом до давления 20 МПа (200 кгс/см2).

По окончании заправки оператор дает команду заправщику на снятие шланга заправочной колонки с газобаллонной уста­новки автомобиля.

Заправщик, получив команду от оператора, обязан:

·  закрыть вентили на заправочной колонке и наполнительный вентиль на автомобиле;

·  открыть вентиль «на свечу»;

·  убедиться в отсутствии давления газа на заправочной колонке;

·  отсоединить шланг от газобаллонной установки автомобиля и завинтить пробку на наполнительный вентиль автомобиля;

·  поставить в известность водителя автомобиля об окончании заправки и дать разрешение на выезд с территории АГНКС.

Водитель автомобиля, получив разрешение на выезд, обязан:

·  включить бортовую сеть («массу»);

·  медленно открыть магистральный вентиль, предварительно убедившись, что вентили па баллонах открыты;

·  пустить двигатель и выехать с территории АГНКС.

Перед выездом водитель обязан убедиться по манометру, установленному на газобаллонной установке автомобиля, в на­личии давления газа, равного 20 МПа (200 кгс/см2).

Нормативное время заправки с учетом подъезда и отъезда автомобиля должно составлять не более 10 мин.

Если после окончания заправки газом двигатель при пуске дает перебои («хлопки»), необходимо немедленно его заглушить, а автомобиль удалить с территории АГНКС вспомогательными средствами.

Курить на территории АГНКС категорически запрещается.

Пуск двигателя на газе. Перед пуском двигателя на газе не­обходимо убедиться по манометру высокого давления в наличии газа в баллонах автомобиля, а также обратить внимание на по­ложение переключателя вида топлива, расположенного в кабине: переключатель должен находиться в положении «газ».

Медленно открыть расходные и магистральный вентили, убедиться в герметичности газовом системы на слух и приступить к пуску двигателя. Рычаг коробки передач при этом должен находиться в нейтральном положении.

Пуск холодного двигателя   при воздуха —5° С и  выше производится в такой последовательности:

·  с помощью кнопки ручного управления приоткрыть дроссельные заслонки на угол, при котором двигатель в прогретом состоянии развивает обычно на холостом ходу частоту вращения 700 ... 800 мин-';

·  включить зажигание и по манометру низкого давления убедиться, что электромагнитный газовый клапан-фильтр открылся и газ начал поступать в редуктор низкого давления;

·  включить стартер на 3 ... 5 с. Как только двигатель начнёт работать, медленно открывая дроссельные заслонки, довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до 900... 1000 мин-' при которой и производить прогрев двигателя.

Для облегчения пуска холодного двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха (до —12° С) рекомен­дуется в момент включения стартера нажать кнопку пускового клапана,  открытие  которого обеспечивает  поступление  газа в двигатель из первой ступени редуктора низкого давления. Сразу после начала устойчивой работы двигателя пусковой клапан необходимо отключить.

Если в процессе прогрева двигателя при управлении дроссельными заслонками наблюдаются «провалы» в частоте вра­щения, то рекомендуется более резко открывать дроссельные за­слонки или немного прикрыть воздушную заслонку. Вообще при пуске двигателя (как холодного, так и прогретого) воздушная заслонка должна быть открыта.

После прогрева двигателя кнопка ручного управления дрос­сельными заслонками должна быть возвращена в исходное по­ложение.

Пуск холодного двигателя на газе при температуре окру­жающего воздуха ниже минус 15° С крайне затруднен. В этом случае его необходимо производить на бензине. С этой целью переключатель вида топлива следует поставить в положение «бензин» и обычным путем пустить и прогреть двигатель. После этого перевести двигатель на газовое топливо.