Диалогическая форма общения на основе ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе, страница 9

В методике диалоги принято разделять на две группы: свободные и стандартные. Диалоги стандартного типа – это повседневные, часто встречающиеся, бытовые ситуации общения. Для такого диалога дети обычно учат наизусть клише разговора по их чётко определённой роли.

Диалоги свободного типа включают в себя интервью, обмен мнениями и расспрос. В этих диалогах участники могут быть разной степени активности. Степень инициативности, коммуникативная позиция зависят от их социальной роли. Например, в расспросе или интервью один участник, которых опрашивает другого, задаёт ему много вопросов, более активен и инициативен, чем другой. Зато в беседе возникает равноправие, взаимная инициатива и активность партнёров. [16; 127].

Диалоги бывают как парные, так и групповые. К групповым диалогам относятся беседы дискуссии, пресс-конференции, обсуждения, спор и многое другое. Групповые диалоги включают парно-диалогические навыки: возможность переспросить, переубедить, опровергнуть, стать инициатором разговора и так далее. [7; 162].

2.2. Психолого-педагогических характеристик диалогической речи.

Существует несколько психолого-педагогических характеристик диалогического общения:

1) Диалогическое общение непременно мотивированно. Люди общаются по каким-то их причинам, из-за своих внутренних или внешних стимулов. Ученики должны захотеть сами что-то сказать, поделиться своими мнениями,  чувствами, предположениями, а преподаватель в свою очередь обязан создать для этого все условия. Но зачастую в школах дети просто заучивают какие-то не относящиеся к ним диалоги наизусть. Для того чтобы дети могли выразить себя на уроках, преподаватель должен создать благоприятную, комфортную, дружескую атмосферу, уметь заинтересовать в правильном, блестящем выполнении заданий.  Преподавателю надо всегда напоминать ученикам об их прогрессах, успехах в эмоциональном общении, а для этого ему надо создавать интересные коммуникативные ситуации на уроках английского языка. К примеру, дети  с воодушевлением, желанием, интересом делятся с одноклассниками о своих домашних животных. Ученики показывают игрушки, рисунки, фотографии своих любимцев и рассказывают о них, тем самым выражая свои собственные мысли и чувства окружающим.

2) Диалогическая речь постоянно направлена на слушателя. Люди всегда общаются с кем-то, делятся своими мнениями, спрашивают, просят, убеждают, приказывают. Люди могут привлекать внимание аудиторов, рассказывая что-то о себе, например, о своём домашнем животном, при этом показывая его фотографии слушателям.

3) Диалогическая речь должна быть эмоциональной. Если ученик выражает свои мысли, отношения к чему-то пусть даже с маленьким количеством лексических единиц его речь всегда будет живой, эмоциональной и непосредственной.

4) Диалогическая речь протекает в конкретных ситуациях общения. На уроках английского языка преподаватель вовлекает учеников в рабочий процесс посредством реальной ситуации или учебно-речевой ситуации при помощи картинок, игрушек, различных предметов, фотографий или словесным описанием ситуации. [14, c. 138-140].

2. 3. Методика формирования диалогической речи на английском языке.

Методика формирования диалогической речи на английском языке включает в себя:

1) Диалогическое единство.

2) Обучение диалогическому общению с помощью коммуникативных заданий и упражнений.

3) Обучение диалогическому общению с помощью ролевых игр.

Каждому преподавателю необходимо научить школьников правильно организовывать ход диалогического общения. Во-первых, ученику можно стимулировать партнёр на высказывание с помощью различных вопросов:  Are you going for a walk? Does Marina live close to the University? Can you play hockey? Во-вторых, с помощью просьбы: Close the door, please. Give me your autograph. Let's read the text. В третьих, с помощью утверждения: I'm going to the hospital. Эта фраза стимулирует на различные реакции:  Why? OK. Good luck!