Диалогическая форма общения на основе ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе, страница 3

Процесс организации ролевых игр состоит из трёх этапов: подготовительный, проведение игры и заключительный (подведение итогов). В ролевых играх в основном осуществляется парное и групповое участие школьников. Действия учителя и учеников включают условно четыре этапа: 1) Этап подготовки. Учитель должен разработать сценарий и составить подробный план игры для учащихся, а так же иметь общее описание процедуры игры и хорошо представлять характерные особенности действующих лиц; 2) Этап объяснения. Учитель вводит в игру детей, определяется режим работы. Коллективно разрабатываются цели урока, обсуждаются проблемы  и выбираются ситуации. Преподаватель раздаёт необходимые материалы, инструкции и правила для детей. Иногда дети рисуют и устанавливают декорации в классе, выбирают и изготавливают себе костюмы. Подготовка к ролевой игре может быть индивидуальной, парной или групповой;  3) Этап проведения – это сама игра. Дети разыгрывают выбранную ими ситуацию, выполняя свои роли; 4) Этап анализа и обобщения. Преподаватель и ученики делают выводы из игры, анализируют ситуацию. Дети оценивают свою работу на уроке, таким образом, проводится рефлексия. Учитель ставит оценку каждому ученику за подготовку и проведение конкретной ролевой игры на уроке. Так же учитель даёт свои рекомендации учащимся по итогам игры.  [8, c. 87].

Можно назвать пять основных видов ролевой игры в средней общеобразовательной школе: 1) Контролируемая ролевая игра. Преподаватель раздаёт реплики каждому из его учеников. Это самый простой вид ролевых игр, который построен на основе различных диалогов из разных учебников; 2) Умеренно контролируемая ролевая игра. Учитель в  целом рассказывает о сюжете игры и ролей учащихся; 3)Эпизодическая ролевая игра; 4) Длительная игра, которая состоит из нескольких эпизодов; 5) Свободная ролевая игра. Это один из самых сложных видов ролевой игры, так как преподаватель называет только тему игра, ученики должны сами придумать сценарий конкретной игры и свои реплики к ней. Дети сами выбирают, какую именно лексику они должны использовать в своих диалогах.  [3,c. 265-289].

Наиболее актуальные формы ролевых игр в школе можно считать интервью и импровизацию. Самая простая форма – это интервью. Для интервью можно использовать любую тему на английском языке. Одна группа учеников отвечает на вопросы, предварительно вжившись в свою роль, а другая группа детей задаёт определённые вопросы, выступая в качестве интервьюеров.  Зато более сложная форма ролевых игр – это импровизация. Ученики должны иметь хорошее воображение, так как в эту игру дети играют без сценариев и реплик, они сами додумывают ситуацию, личностные качества и поведение их персонажей, их возможные вопросы или ответы, согласно какой-то роли.

В проведении преподавателем ролевых игр, можно выявить множество положительных аспектов для обучения учеников английскому языку. Например, комфортный психологический климат в классе, любая игра способна мотивировать учащихся, дети очень эмоциональны и заинтересованы процессом игры, они учатся применять свои знания на практике.

При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры. Для младшего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста подходят сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения).

Ролевая игра создает речевые ситуации на уроке английского языка. Происходит живая коммуникация на иностранном языке между учителем и детьми, учителем и ребенком, учеником и несколькими учащимися, между двумя учащимися. Ролевая игра способствует реальному общению между людьми. Это очень мотивирует учеников, добавляет интереса к изучению английского, к выполнению различных упражнений и заданий, которые им дает учитель.