Диалогическая форма общения на основе ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе, страница 4

Во время проведения на уроках или внеклассных мероприятиях ролевых игр происходит вторичная социализация детей, которая необходима для хорошего овладения английским языком. Мы воссоздаем искусственные условия, искусственную социальную среду для детей. Например, дети играют сказочных или литературных героев, невыдуманных личностей, которые живут или когда-то жили в нашем мире.

Каждая проведенная ролевая игра на уроке иностранного языка должна мотивировать учеников. Каждый ребенок должен быть не против или даже рад ролевой игре, ведь она всегда проводится в комфортной, непринуждённой и благоприятной атмосфере.

Любая правильная ролевая игра на уроке очень эффективна, ведь каждый ребёнок в процессе живого речевого общения с партнёром проверяет свои полученные на уроках знания на практике, отрабатывает старую и новую лексику, грамматические конструкции, произношение, иногда местами импровизирует.

Роль преподавателя на разных этапах ролевой игры различна. На подготовительном этапе к ролевой игре учитель очень активен. Он контролирует процесс игры, помогает слабым участникам редактировать их работу. В начале игры учитель может взять себе небольшую роль, чтобы направить учеников в правильное русло, на правильный вид работы. На последующей стадии игры преподаватель становится наблюдателем за ходом игры.  Он внимательно записывает ошибки детей, чтобы на следующем уроке рассказать о них ребятам. При подготовке к ролевой игре нельзя также забывать об актёрском мастерстве, вербальных и не вербальных средств общения, о декорациях, сценических костюмах для детей. Учитель раздаёт учащимся листы со списком ролей и подробной информацией о каждом персонаже: какой у него характер, возраст, взаимоотношения с другими героями игры, жизненный опыт, работа, семья и т. д. Описание персонажа не должно быть слишком подробным, чтобы ребята могли додумать образ своего героя. Перед игрой каждый ребёнок должен постараться вжиться в свою роль, представить себя каким-то героем из мультфильма, сказки, фильма, пьесы и т. д.

Сам преподаватель иногда раздает учащимся или позволяет ученикам выбрать понравившиеся, подходящие им роли. Выбор самого учителя может зависеть от определённых личностных качеств учащихся, от их уровня знания английского языка.

При подведении итогов проведенной ролевой игры, преподаватель не должен начинать обсуждение с негативной оценки игровой деятельности учащихся, с чрезмерной критики их ошибок. Всё это может привести к снижению мотивации в изучении иностранного языка, потере интереса  к ролевым играм. Учителю надо начинать с обсуждения положительных моментов ролевой игры, с поощрения хорошо показавших себя учеников в процессе игры, с благодарения детей за их проделанную работу. Только в самом конце учитель напоминает учащимся о негативных моментах игры, об их неудачах. Также учителю не стоит забывать предлагать школьникам самим проводить рефлексию по итогам проведённых ими ролевых игр на английском языке.

Учителю стоит проводить ролевые игры не только на уроках иностранного языка, но и во время внеклассной работы с детьми, чтобы сформировать прочные речевые навыки и высокие лингвострановедческие компетенции. Но преподаватель не должен слишком часто использовать ролевые игры на уроках, так как они могут легко и быстро войти в привычку и учеников, следовательно, уровень их эффективности у школьников постепенно снизится. [9, c. 66].

Ролевая игра способна мотивировать живое общение между людьми. На обычных уроках английского языка, когда ученики проходят различные темы: « Погода в России», « Климат Лондона», дети отвечают тексты с использованием новых выученных слов и словосочетаний, грамматических конструкций, но их мотив состоит только в том, чтобы правильно ответить учителю. Они не за мотивированны в выражении своих собственных мыслей, в выражении своего отношения к определённой ситуации общения. Зато ролевая игра способна создавать побудительных фон и субъективную мотивацию общения детей. Например, по сюжету ролевой игры мальчик из России имеет хорошего друга из Лондона. Парень хочет, чтобы англичанин приехал к нему в Россию на каникулы. Он должен рассказать другу из Англии о погоде в его городе и убедить его приехать на летние каникулы в Россию, чтобы хорошо провести им время вместе.