Диалогическая форма общения на основе ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе, страница 6

В ролевой игре кукла может выполнять множество функций. Кукла-маска, а именно кукла-зверёнок имеет свой неповторимый характер для диалогической речи с элементами волеизъявления. Трудолюбивая и добрая мышь выполнит приказание, а злой волк сердито откажется выполнять приказ, а ленивый кот ответит, что сможет выполнить просьбу в следующий раз. В процессе таких диалогов дети будут очень часто употреблять различные модальные глаголы в своей речи  на практике.

Кукла как знак ситуации. Перед ребёнком появляется кукла-незнакомка, между ребёнком и куклой завязывается диалог-расспрос: What's your name? Where do you study? What are your Hobbies? В процессе этого диалога вы должны как можно больше узнать об этой кукле.

Кукла-партнер. Можно представить, что ребёнок, который интересуется различными животными, решил впервые сводить свою куклу в зоопарк. Он рассказывал кукле названия животных, чем они питаются и где обитают. В конце диалога кукла делилась со школьником своими впечатлениями от увиденных зверей и назвала животное, которое ей больше всего понравилось в зоопарке.

Кукла-третье лицо. В сюжете одной из ролевых игр можно предположить, что ваша кукла простудилась, но вы не знаете, как правильно её лечить. Ваш друг рассказывает, как он лечил когда-то свою куклу, и даёт вам несколько дельных советов, как помочь вашей кукле. [23, c. 85].

Каждому преподавателю на уроке иностранного языка  не стоит забывать, что речевое общение ребят не длиться слишком долго, так как дети начинают утомляться и эффективность ролевой игры снижается. Нормальная длительность общения у учеников младшего школьного возраста заключается в пяти минутах, у учеников седьмого класса в десяти минутах, а у учеников десятого класса в пятнадцати минутах.

Учащиеся среднего школьного возраста постепенно отходят от детства, желают поскорее стать взрослыми. Дети в этом возрасте очень энергичны, но с другой стороны быстро утомляются, очень тревожны и ранимы,  но зато храбрые духом. Этим ребятам интересно межличностное общение в учебной деятельности. Ролевые игры становятся более сложными и разноплановыми, чем у детей младших классов. У подростков набирают популярность ролевые игры бытового характера. Различным сюжетам ролевых игр подростки могут находиться в школе на уроке, в спортивном зале, дома в своей отдельной комнате, в магазине, на улице, в музее, в ресторане, в кафе, в кино, на дискотеке, в парке,  в путешествии по разным городам России, Англии, Америки и так далее.

С учащимися младшего и среднего школьного возраста обычно проводятся ролевые игры обиходного содержания на уроках английского языка, где у школьников формируются нормы речевого этикета и происходит воспитание культуры поведения.

Каждый ученики в школе владеет определённым уровнем английского языка: низки, средним или высоким.

Школьники с низким уровнем знаний иностранного языка используют репродуктивный способ речевого общения на уроке. К различным видам ролевых игр они просто заучивают и воспроизводят свои реплики из диалогов-образцов.  Ученики со средним уровнем английского языка добавляют в диалог-образец новые элементы, сокращают или дополняют реплики, меняют их местами, а потом заучивают. Ученики с высоким уровнем английского языка в речевом общении более инициативны,  самостоятельны и креативны.

Регулярное использование различных ролевых игр на уроках английского языка в школах повышает настроение учеников, мотивирует их и повышает уровень их знания иностранного языка.

Выводы по первой главе

Ролевая игра является важным и эффективным приёмом воссоздания воображаемых, фантастических или реальных ситуаций диалогического общения на уроках английского языка. Они активизируют речемыслительную деятельность школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения, формируют внутреннюю мотивацию к естественному, инициативному урочному или даже внеурочному общению на английском языке.