Разработка и проведение маркетингового исследования рынка металлических кровельных материалов для ЗАО «Ижторгметалл» в 2009-2011гг., страница 17

Оценка параметров генеральной совокупности связана с тем, чтобы связывать выборочную и фактическую совокупности. В ходе сбора информации возможны отклонения от запроектированной выборки, поэтому для оценки качества данных, собранных с помощью массового выборочного опроса были рассчитаны следующие показатели:

1) Для расчетов выбран 8-й вопрос анкеты для массового опроса «Покупали ли Вы когда-нибудь кровельные материалы из металла?». По результатам ответов на данный вопрос рассчитана фактическая выборочная дисперсия по формуле (7):

σ² = p*q = 042*0,58 = 0,2436                                       (7)   где p – доля, ответивших на вопрос «да»,

q – доля, ответивших на вопрос «нет».

2) С учетом полученной дисперсии рассчитана ошибка выборки по формуле (8):

;    = 0,09                       (8)

где σ² - выборочная дисперсия;

n – разведочная совокупность;

N – генеральная совокупность.

Фактическая ошибка (9%) > предельной ошибки (5%).

Поскольку в данной работе исследуется не вся выборка, а только разведочная совокупность, то расчетная ошибка выборки 9% является допустимой.

3) Расчет выборки (с учетом рассчитанных значений дисперсии и ошибки выборки) осуществляется с помощью формулы (3):

 =                 (9)

где t – коэффициент доверия;

σ² - выборочная дисперсия;

∆- ошибка выборки;

N – величина генеральной совокупности.

Полученная величина выборки (150чел.) меньше проектной величины (335 чел.). Следовательно, нет необходимости дополнять исследования.

При проведении экспертных опросов для проверки качества данных рассчитывается коэффициент конкордации – согласованности мнения экспертов.

Так как опрашиваемые нами эксперты являются однородными (один уровень образования, стаж работы на рынке и занимаемая должность), то расчет коэффициента компетентности экспертов является нецелесообразным.

При обработке информации, полученной в результате экспертного опроса, в таблице 3.1 были подсчитаны рыночные квоты для фирм, занимающихся продажей металлических кровельных материалов. В таблице 3.2  применили метод использования рангов согласно оценке экспертов.

Таблица 3.1 - Рыночные квоты

Номер эксперта

Название предприятия

К весомости

Ижторгметалл

Металл-комплект

Металл-профиль

Центр металлокровли

Можга-профиль

Метком

№1

0,40

0,32

0,12

0,07

0,05

0,04

0,93

№2

0,38

0,34

0,09

0,08

0,06

0,05

0,86

№3

0,36

0,30

0,15

0,06

0,07

0,06

0,80

Средняя

взвешенная

0,381

0,320

0,119

0,070

0,059

0,049

0,998

Принятая

0,38

0,32

0,12

0,07

0,06

0,05

1

Таблица 3.2 - Распределение рангов

Фирма

Эксперт

λ1

Рейтинг λ1

λобщ

1

2

3

Ижторгметалл

6

6

6

18

6

18

Центр кровли

«Металл-комплект»

5

5

5

15

5

15

Металл-профиль

4

3

2

9

3

9

Центр металлокровли

2

4

4

10

3

9

Можга-профиль

3

2

3

8

2

6

Метком

1

1

1

3

1

3

Итого

21

21

21

63

6

60